Рост рынка произошел на фоне сокращения общего числа страховщиков и значительного увеличения концентрации
"В 2012 году страховой рынок показал самый заметный рост за последние несколько лет. К концу года, по нашим прогнозам, он может преодолеть отметку в 800 миллиардов рублей", - прокомментировал итоги 2012 года председатель правления СГ СОГАЗ <
По его словам, уходящий год стал временем активных дискуссий и поиска новых путей развития рынка. Работу над стратегией развития страховой отрасли до 2020 года вели как Минфин, так и сами страховщики. И хотя оба представленных в итоге варианта вызвали в среде профессионалов неоднозначные отклики, важно, что в идеологическом плане обе стратегии близки, в них нет существенных противоречий.
Значительное влияние на российский страховой рынок в уходящем году оказало увеличение требований к минимальному размеру уставного капитала.
"Для многих небольших игроков, не имеющих крупных акционеров или не входящих в финансово-промышленные группы, четырехкратное увеличение объема уставного капитала, которое необходимо было осуществить в относительно сжатые сроки, стало неразрешимой задачей и вынудило компании, не соответствующие требованиям регулятора, покинуть рынок", - отметил генеральный директор СК "Альянс" Хокан Даниелссон.
По его словам, уход этих компаний стимулировал дальнейшую консолидацию рынка вокруг страховщиков из ТОП-20.
ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ: МИНУС 100
Уходящий год прошел для многих страховщиков под девизом "В погоне за капиталом!". Дело в том, что с 1 января 2012 года вступили в силу новые требования к уставному капиталу страховщиков, которые в четыре раза превышали действовавшие ранее нормативы.
По данным ФСФР, на начало года в России почти треть страховщиков (31,4%, или 180 компаний) не соответствовали новым нормам по уставному капиталу. Всего же в реестре субъектов страхового дела ФСФР на тот момент было зарегистрировано 574 страховщика.
На протяжении года компании всеми правдами и неправдами пытались выровнять положение - сливались с коллегами по цеху, отказывались от "утяжеляющих уставняк" лицензий на перестрахование, уходили с рынка или же просто не исполняли требования к капиталу.
В итоге, к концу года сократилось как число страховых компаний (на конец третьего квартала их насчитывалось уже 473), так и число "виновных" - лишь 3 страховщика не соответствовали законодательным минимумам. В то же время, как ранее сообщала начальник управления страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности ФСФР Ирина Краснова, за несоответствие нормам по уставному капиталу ФСФР с начала 2012 года отозвала около 100 лицензий.
БИТВА ЗА КОПЕЙКУ
Не обошелся новый год и без суматошных приготовлений к введению с 1 января 2013 года нового вида обязательного страхования – гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Действие нового закона распространяется на все виды пассажирских перевозок, кроме легкового такси. Особый статус приобрел и метрополитен.
Для того чтобы закон заработал, страховщикам нужно получить лицензию на ОСГОП и стать членами профобъединения компаний на этом рынке. Однако для запуска процедуры лицензирования нужно принятие ряда ключевых постановлений правительства, которые до сих пор приняты не были.
Одним из таких документов, вызвавших бурную дискуссию всех игроков на этом поле, стал проект постановления правительства о страховых тарифах по ОСГОП. Перевозчиков не устроили изначально рассчитанные Минфином тарифы, в особенности по городским автобусным перевозкам – премия на одного человека в этом сегменте была установлена на уровне 43-87 копеек. Перевозчики в один голос говорили, что эти цифры "убьют рынок", после чего Минфин снизил тарифы примерно на 20% - до 35-68 копеек. Но и это не удовлетворило перевозчиков – в этот раз они настаивали на премии в 1 копейку.
После долгих обсуждений тарифы опять были пересмотрены. Теперь по городским автобусам они составили 14-28 копеек премии на человека. В итоге Минфин внес в правительство документ о тарифах именно с этими цифрами и лишь в начале декабря.
В то же время страховщики, собирающиеся работать на рынке ОСГОП, в один голос говорят, что время вышло, и чтобы закон заработал с 1 января 2013 года, все необходимые документы нужно было принимать еще "вчера". По их мнению, закон реально сможет заработать только с марта 2013 года. Ни ведомства, ни страховщики, ни профобъединение, которым должен стать Национальный союз страховщиков ответственности, просто технически не успеют пройти все необходимые процедуры. А тем временем перевозчики с 1 января обязаны будут страховать свою ответственность в рамках ОСГОП, и в случае инцидента и при отсутствии страховки ответственность перед пассажирами будет лежать именно на них - ущерб им придется оплачивать из своего кармана.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОПРАВКИ В ОСАГО ДОШЛИ ДО ДУМЫ
Под занавес уходящего года правительство РФ завершило почти трехлетнюю эпопею с подготовкой глобальных изменений в закон об ОСАГО. В декабре документ был одобрен на заседании кабинета министров и ушел на рассмотрение в Государственную Думу.
Законопроект предусматривает поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред жизни и здоровью потерпевшего, со 160 тысяч до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу – со 120 тысяч до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Планируется, что на первом этапе после принятия закона будут увеличены лимиты выплат в части причинения вреда имуществу, а через 15 месяцев после вступления в силу закона - в части причинения вреда жизни и здоровью пострадавших.
Выплаты за причинение вреда здоровью потерпевших будут производиться по специальной таблице, в которой будут установлены размеры компенсаций для каждого типа травм. Если стоимость лечения превысит эту сумму, страховая компания будет выплачивать возмещение в соответствии с фактически понесенными расходами.
Сейчас на убытки, связанные с причинением вреда жизни или здоровью потерпевших, приходится менее 1% выплат. При этом средняя сумма такой выплаты составляет лишь 23,6 тысячи рублей. Ожидается, что выплаты пострадавшим за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших после принятия закона существенно возрастут.
Другой новацией является возможность ремонта пострадавшего автомобиля за счет ОСАГО.
Законопроект предусматривает создание условий для ценовой конкуренции на рынке ОСАГО. Так, предусматривается право страховщиков применять самостоятельно разработанные страховые тарифы в пределах максимальных и минимальных уровней, устанавливаемых правительством России. "Тарифный коридор" также вводится для международных полисов "Зеленая карта".
В законопроекте предлагается в 2 раза - до 50 тысяч рублей - увеличить максимум выплат при оформлении аварии без вызова сотрудников ГИБДД (европротокол), а также установить лимит выплаты по европротоколу в 400 тысяч рублей для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.
По оценке Минфина, вступление в силу поправок в закон об ОСАГО потребует увеличения страховых тарифов примерно на 25%. По расчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость полиса должна будет вырасти примерно на 50%. Эксперты прогнозируют, что законопроект вызовет оживленную дискуссию в Госдуме, в том числе, из-за необходимости повышения цен на ОСАГО.
ОСОПО – ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ В ПОЛНОЙ МЕРЕ
Обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО), которое заработало с 1 января текущего года, принесет страховщикам в лучшем случае 10 миллиардов рублей страховых взносов за 2012 год. Первоначально рынок оценивался чуть ли не в 2 раза выше, однако ряд факторов, которые всплыли в ходе практической реализации закона, привели к его сжатию.
В частности, из списка опасных объектов, подпадающих под действие закона, были исключены некоторые категории. Ряд компаний пошли по пути укрупнения опасных объектов и умудряются из нескольких опасных объектов делать один объект, который страхуется по обязательному страхованию. Некоторым владельцам удается передекларировать опасный объект и перевести его в менее опасную группу, для которой страховая сумма значительно ниже, а страховая премия меньше - так объясняют сжатие рынка сами страховщики.
Страховщики, а также представители госорганов, вовлеченных в контроль и надзор в сфере ОСОПО, в качестве основной проблемы рынка ОСОПО выделяют его недострахованность.
Основная масса договоров страхования была заключена во втором квартале, поскольку штрафы за отсутствие у владельца опасного объекта страховки стали действовать только с 1 апреля. По итогам первого полугодия, страховщики застраховали около 60-65% всех опасных объектов и получили страховую премию в размере почти 8 миллиардов рублей, а по итогам девяти месяцев этот показатель вырос лишь на 540 миллионов рублей.
Стоит отметить, что за девять месяцев по ОСОПО было выплачено лишь около 100 миллионов рублей. Однако страховщики считают, что пока преждевременно делать выводы об убыточности данного вида страхования, поскольку необходимо накопить статистическую базу. Кроме того, значительное количество аварий происходит на опасных объектах в зимний период, который только начался.
Эксперты проводят параллель с введением ОСАГО, когда на первом этапе уровень выплат в этом виде страхования также был сравнительно невысок. По итогам первого полугодия действия закона об ОСАГО уровень выплат составил 4,7%. Лишь через год после введения ОСАГО квартальный уровень выплат достиг среднего значения в 50%.
В 2013 году под действия закона об ОСОПО подпадут опасные объекты, которые финансируются из бюджетов различных уровней. Однако взрывного роста рынка эксперты не прогнозируют и оценивают его в диапазоне 11-15 миллиардов рублей за год.
Екатерина Потапова и Елена Афанасьева, Прайм