СОЧИ, 28 фев - ПРАЙМ, Дарья Станиславец, Марина Коцубинская. Минэкономразвития считает целесообразным дать независимым производителям газа недискриминационный доступ к подземных хранилищам газа "Газпрома". Однако регулирование тарифов за хранение газа со стороны государства считает нецелесообразным. На регулировании тарифов за хранение газа настаивал глава "Новатэка" Леонид Михельсон. Министерство считает также преждевременным отказ от госрегулирования цен на газ и предлагает эксперимент по скидке на газ "Газпрома" в ряде регионов, возможно уже не в 2017 году как планировалось ранее. О поддержке ВЭБа и банковской системы, снижении тарифов на услуги электросетей для предприятий, эффективно использующих сетевые мощности, рассказал заместитель министра экономического развития Николай Подгузов.
- Глава "Новатэка" Леонид Михельсон не раз отмечал, что рынок газа РФ может в обозримой перспективе столкнуться с дефицитом сырья без адекватного тарифного регулирования и понятных для участников рынка правил. В частности, он отмечал, что тариф за хранение растет, а тарифы на газ не растут. Согласны ли Вы с такой оценкой? Какова позиция министерства в данном вопросе?
- Вопрос, который поднимает Леонид Викторович, достаточно давний. Мы считаем, что основным подходом должна быть необходимость определения порядка предоставления недискриминационного доступа к подземным хранилищам газа. Эти услуги должны транспарентно предоставляться, порядок предоставления таких услуг естественной монополией разрабатывается ФАС. Введение в действие такого порядка, который будет в том числе регулировать вопрос недискриминационного доступа к подземным хранилищам газа, будет достаточно для того, чтобы в данной ситуации накал этой дискуссии снизить.
- Газпром идет навстречу?
В рамках этого вопроса мы взаимодействуем. Думаю, ФАС эту методику утвердит и все будет хорошо.
- Будет единый тариф для хранения?
- Какого-то регулирования именно тарифного в данный момент не требуется. У нас нет тарифа на хранение, его устанавливает Газпром. Речь идет, чтобы обеспечить порядок доступа. При этом говорить о тарифном регулировании, отличном от того, что сейчас происходит, с точки зрения возможности Газпрома, мы считаем, нецелесобразно.
- Тариф устанавливать по-прежнему будет Газпром, но он должен обеспечить доступ?
- Да.
- Пилотный проект либерализации цен на газ планировалось запустить с 2017 года в ХМАО-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области. Он подразумевает отмену государственного регулирования оптовых цен на газ и переход к формированию рыночных цен, а также изменение подходов к установлению тарифов на транспортировку газа. Против этого эксперимента выступали "Роснфеть" и "Новатэк". Что сейчас с этим проектом?
- Мы считаем, что предложение о дерегулировании цен на газ несколько преждевременное, потому что, по данным того же самого Аналитического центра при правительстве, объем продаж газа на организованных торгах в настоящее время на внутреннем рынке составляет только 2%. Поэтому какого-то рыночного индикатора в случае либерализации не будет. Мы получим, возможно, неправильную картину.
Мы считаем, что могла бы быть рассмотрена идея предоставления Газпромом скидок с оптовых цен на газ для всех потребителей, кроме населения. В частности, можно пойти от крупных потребителей, от 100 миллионов кубических метров в год. И по результатам внедрения такого пилотного проекта для крупных потребителей уже принимать решение о целесообразности предоставления скидок всем категориям потребителей, кроме населения.
- Когда планируется запустить этот пилотный проект? Поддерживается ли идея Газпромом?
- Я думаю, что идея Газпромом будет поддержана. Назвать сроки я пока затрудняюсь. Это пока только идея Минэкономразвития.
- Возможен ли возврат в будущем к идее дерегулирования цен на газ? И при каких условиях?
- Очевидно, что в данном случае надо ориентироваться на развитие рынка организованных торгов газом. Если там сформируется индикатор, на который рынок будет ориентироваться, возможно, тогда дерегулирование и будет целесообразным.
- Какой размер скидки предлагает Минэкономразвития?
- 5%, например.
- Есть ли окончательное решение по вопросу дополнительной индексации тарифа на транспортировку газа в 2017 году для компенсации за неиндексацию в 2016 году?
- Что касается тарифов на транспортировку газа, их индексация должна быть не выше уровней индексации цен на оптовом рынке газа. Соответственно с 2017 года это 3,9%, с 2018 года 3,4%, а с 2019 года - 3,1%. Отсутствие индексации в 2016 году произошло по причине того, что методика по расчету тарифа на услуги по транспортировки газа не была скорректирована.
- В 2017 году не будет компенсации за неиндексацию в 2016 году?
- Cейчас сложно об этом говорить, живем в новом периоде регулирования.
- В Минэкономразвития Вы курируете вопросы финансово-банковской деятельности. Прошел ровно год с момента смены руководства Внешэкономбанка. Госкорпорация представила новую стратегию. Считаете ли Вы, что ВЭБ справляется с тяжелой финансовой ситуацией и уже выходит из кризиса? Как в целом оцениваете новую стратегию ВЭБа?
- Действительно, год для Внешэкономбанка был непростым, и задача была одновременно и обновить структуру, и осуществить ревизию тех задач, которыми занимается ВЭБ, проанализировать активы, выдержать все публичные обязательства, которые Внешэкономбанк на себя взял, то есть много задач. Они все были успешно выполнены
Мы все работали над стратегией Внешэкономбанка. Ее рассмотрели в июле 2016 года, окончательно утвердили только сейчас. Говорить о том, что есть какие-то результаты работы по новой стратегии, сейчас немного преждевременно.
В понедельник в выступлении председателя (правительства - прим ред.), например, прозвучало предложение, которое является частью плана среднесрочного экономического развития 2017-2025 годов, - по созданию на базе Внешэкономбанка центра проектного финансирования. Это тоже часть новой стратегии ВЭБа.
Это должны быть проекты в сфере промышленности, высокотехнологичного производства, развития инфраструктуры, поддержки несырьевого экспорта, содействия переходу оборонных предприятий на гражданские, поддержка технологической инициативы. Все эти вопросы в первую очередь должны быть в фокусе Внешэкономбанка.
Сейчас наша задача привести закон о ВЭБе в соответствие со стратегией, которая была утверждена. Надеюсь, в весеннюю сессию (Госдумы - прим ред.) мы все эти задачи будем фиксировать.
Период перезапуска института развития совпал с достаточно сложным периодом экономического развития нашей страны, когда произошел ряд внешних шоков, когда была высокая волатильность ставок. И именно такие периоды характеризуются высоким накопление проблемной задолженности, проблемных активов, и любой хороший актив, когда ставка взлетает до 20%, становится плохим.
Говорить о том, что это чьи-то глобальные ошибки, не всегда корректно. Также сложно оценивать действия руководства банка. Очевидно, те шаги, которые предприняты, в некоторых случаях это кризис-менеджмент, в некоторых - это разработка стратегии, это новая идеология. Достаточно успешно, на мой взгляд, идет становление этого института, обновление команды. Мне кажется, что все возможности, чтобы реализовать задуманное, у нового руководства есть.
- ВЭБу в 2017 году предстоит выплатить по внешним долгам 220-240 миллиардов рублей в зависимости от курса рубля. В бюджете-2017 предусмотрена субсидия в размере 150 миллиардов рублей, такой же размер субсидии предполагается в ближайшие два года. Обсуждается ли вопрос увеличения размера выделяемых ВЭБу средств?
- Я считаю, что здесь нужно исходить из одного простого принципа, Внешэкономбанк - это заемщик с очень сильным квазисуверенным статусом. Это означает, что государство при любом развитии ситуации обеспечивает выполнение ВЭБом своих публичных обязательств.
Анализ тез обязательств, которые у Внешэкономбанка есть по долгам, позволяет предположить, что 150 миллиардов субсидии, для того чтобы эту задачу выполнить, достаточно.
У Внешэкономбанка есть доходы от его деятельности, он и управляют ликвидностью, есть возврат от предыдущих проектов. Необязательно объем внешнего долга полностью должен перекрываться субсидиями. Я считаю, наоборот, он (размер субсидии - прим ред.) должен уменьшаться по мере роста эффективности деятельности Внешэкономбанка.
Но опять же это просто будет характеризовать повышение эффективности деятельности. Речи не идет о том, что Внешэкономбанк будет поставлен в условия, когда под вопросом будет выполнение его обязательств. ВЭБ, и это подтверждается его рейтингами, - один из самых надежных заемщиков в РФ.
- Ранее глава ВЭБа сообщал, что госкорпорация выйдет на прибыль в 2018 году. Какой размер прибыли приемлем для государства?
- Показатель прибыльности - это показатель эффективности. Для меня как представителя федерального органа власти, который отвечает за экономическое развитие, качественное выполнение функции института развития важнее показателя прибыли ВЭБа, но это не значит, что прибыли не должно быть. Важно, чтобы проекты реализовывались качественно и были экономически оправданы. Уровень прибыли - не настолько важная задача.
- Нужна ли господдержка банковского сектора сейчас?
- С точки зрения доверия к банковской системе, Центральным банком все грамотно управляется, это доверие находится на высоком уровне. Рост депозитов в 2016 году составил 25%, это лишнее тому доказательство. Прибыль банковского сектора многократно увеличилась. Все это указывает на то, что банковский сектор находится в неплохой форме. Важно, чтобы он продолжал наращивать кредитование реального сектора экономики, но для этого должны появляться проекты. В каких-то специальных мерах поддержки банковской системы необходимости нету. ЦБ ведет работу по прореживанию банковской системы с выводом неэффективных банков и банков, злоупотребляющих своей деловой репутацией.
На Российском инвестиционном форуме премьер объявил о расширении программы по поддержке малых и средних предприятий, она будет ориентирована, эти 50 миллиардов, на региональные банки. Это косвенная поддержка региональных банков.
- Какого Ваше мнение в отношении приватизации ВТБ? Продавать лучше большим пакетом или по частям?
Стратегией приватизации я вообще не занимаюсь. Это имущественный блок во главе с Дмитрием Пристансковым. На мой взгляд, ВТБ активно развивается. Сейчас должна быть обновлена его долгосрочная программа развития. Здесь нужно отталкиваться от стратегии развития банка и выбора того момента, когда приватизация могла бы быть наиболее эффективна с точки зрения максимизации выручки за этот пакет. Мне сложно сориентироваться по срокам.
- "Россети" предлагают ввести единый электросетевой тариф на территории РФ, а также индивидуальные тарифы для новых потребителей. Какова позиция министерства по данному вопросу? Согласно ли МЭР России с "Россетями" в том, что нужно ввести плату за простаивающие мощности?
- Плата за простаивающие мощности, она должна из какого принципа взиматься? Что совокупный платеж потребителей за мощность не должен увеличиваться. То есть, те потребители, которые используют свои мощности эффективно, для них стоимость услуг на передачу, возможно, должна чуть-чуть снизиться. А те потребители, которые свою мощность используют неэффективно, стоимость должна возрасти. При этом у потребителя должна быть возможность отказаться от неиспользуемой мощности.
- Как это поможет "Россетям" снизить объем простаивающих мощностей?
- Возможно, например, надо систему отказа от неиспользуемой мощности внедрять, чтобы были новые потребители. Мы пока осторожно относимся к введению единого электросетевого тарифа. На наш взгляд, имеет смысл создавать дополнительные условия для привлечения потребителей, для развития бизнеса, который будет подключаться. Эта проблема может решаться через создание спроса на электроэнергию.
- "Россети" просят разрешить платить дивиденды в 25% чистой прибыли по РСБУ. Минэкономразвития было поручено рассчитать базу дивидендов. От какой прибыли компания будет в итоге выплачивать дивиденды - от чистой, которая прогнозируется в 222 миллиарда рублей, или от скорректированной, которая оценивается в 21,4 миллиарда рублей?
- Действительно, не все компании одинаково готовы платить тот уровень дивидендов, который рекомендуется правительством. Каждый раз это какая-то своя история и правда. Но у правительства есть полномочия установить тот уровень, который она считает целесообразным.
- Обсуждалась ли возможность выплаты компанией "Русгидро" дивидендов на уровне выше 50% чистой прибыли?
- Такого рода разговоров не было. "Русгидро" один из дисциплинированных плательщиков дивидендов.
- Понятно уже, возьмется ли "Русгидро" за продолжение строительства Загорской ГАЭС-2 или компания все же не будет пока планировать столь масштабных инвестиций?
- Этот вопрос сейчас находится на рассмотрении и по нему какое-то решение планируется принять в первом квартале 2017 года.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.