Наталья Порохова, директор группы исследований и прогнозирования АКРА
МОСКВА, 11 янв - ПРАЙМ. Главный риск данного пакета (новых санкций США. - Прайм), что это санкции второго уровня, то есть они могут быть применены не только против граждан и постоянных жителей США, но и против граждан и компаний из третьих стран.
Санкции могут быть применены при покупке-продаже суверенного долга России. В 2016 году РФ разместила евробонды суммарно на 3 млрд долларов. В последнем размещении около половины - 53% - выкупили инвесторы из США.
Размещение евробондов в 2017 году, в основном, планируется как элемент долгосрочной политики по поддержанию кривой доходности, ликвидности рынка, по созданию бенчмарка для внешних корпоративных заимствований... Какие-то большие чистые привлечения, не стерилизованные ЦБ, могут повлиять на курс рубля в сторону укрепления, что тоже не воспринимается как желательный результат. По перечисленным причинам, размещений, во-первых, будет мало, а во-вторых они не критичны для финансирования бюджета.
Валюта есть и в резервах, и в валютной выручке экспортеров. Плановые погашения можно покрывать без заимствований. Да, ликвидность суверенных еврооблигаций, скорее всего, упадет. Но никто не запрещает их держать до погашения, что довольно выгодно и так для внешнего инвестора. Ставки на вторичном рынке могут особо и не вырасти, несмотря на упавшую ликвидность.
Российская экономика функционирует в режиме санкций уже более двух лет. Преимущественно санкции касались - финансового и энергетического секторов. Эффекты на финансовый сектор видны сразу, на энергетический - скорее в долгосрочной перспективе.
Безусловно, за годы произошла адаптация инвесторов к режиму санкций. Индекс финансового стресса АКРА (ACRA FSI), который оценивает нестабильность финансовой системы России, показал максимальный рост при принятии первого пакета санкций в марте 2014 года, следующие пакеты санкций имели уже меньший эффект для нестабильности российского рынка, так как ожидания уже были сформированы и началась подстройка. В 2014 году среднее значение индекса за период с января по февраль было выше среднего за март-апрель на 0,6 п.п., а летом оно наоборот снизилось на 0,2 п.п. Это свидетельствует о том, что наибольшее потрясения для финансовой системы России вызвали самые первые санкции, в то время как более поздние имели меньший эффект. Поэтому, вероятно, что текущие санкции не будут иметь эффект, сравнимый с первыми пакетами санкций, так как российская экономика уже успела подстроиться, а у агентов сформировались ожидания о возможности новых ограничений.
В отношение санкций в ТЭК - почти все проекты с американскими инвесторами уже и так заморожены. Главный риск - вероятность санкций в отношении инвесторов из третьих стран, инвестирующих в РФ. Но применение таких санкций уже выходит за рамки политических отношений Россия-США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.