Рейтинг@Mail.ru
Проект "Союз-Куру", его перспективы и трудности для российской космонавтики - 04.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Проект "Союз-Куру", его перспективы и трудности для российской космонавтики

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Накануне 44-й годовщины со дня первого полета человека в космос "Роскосмос" подписал контракт с европейским концерном Arianspace о строительстве стартового комплекса для российских ракет-носителей "Союз-2" на космодроме Куру во Французской Гвиане. Представители российского космического ведомства заявляют, что данный проект несет нашей стране большие выгоды, и должен сыграть немалую роль в возрождении былой мощи отечественной космонавтики. По оценке главы "Роскосмоса" Анатолия Перминова, "сотрудничество России с Европой в космической области выходит на совершенно новый уровень".

Вкратце напомним историю проекта "Союз-Куру". Политическое решение было принято на основании предварительного соглашения между Россией и Францией, подписанного еще в ноябре 2003 г. Работы по строительству стартовой площадки для российских "Союзов" должны были начаться в 2004 г, однако застопорились из-за проблем с финансированием. Осенью 2003 г было оговорено, что общая стоимость проекта - 344 млн евро, будет разделена на две части. Франция должна была взять на себя 50 проц за счет гарантий по кредиту, предоставленному Arianspace Европейским инвестиционным банком /EIB/. Остальные расходы приходились на долю Европейского космического агентства /ЕКА/. России оставался интеллектуальный труд – проектирование, изготовление, транспортировка ракеты и разгонного блока из России в Гвиану, ее монтаж, ввод в эксплуатацию и пуск. Участвовать же в проекте финансово российская сторона отказалась.

Европейцев не устроил этот вариант, и начались переговоры, которые продолжались 1,5 года. В середине января текущего года в Москве было подписано соглашение между "Роскосмосом" и ЕКА о долгосрочном сотрудничестве и партнерстве в области разработки, создания и использования ракет-носителей. По словам представителей ЕКА, "Союз-Куру" является лишь первым шагом в реализации этого соглашения. Пакет из четырех соглашений, позволяющий начать финансирование проекта в полном объеме, был подписан только в марте 2005 года. И, наконец, вчера состоялось подписание долгожданного контракта между "Роскосмосом" и Arianspace. Теперь началу работ по строительству стартового комплекса ничего не мешает.

Как было достигнуто соглашение по финансированию? Поиск средств закончился тем, что Франции пришлось поручиться за 121 млн евро, выступив перед EIB гарантом возвращения кредита, данного этим банком Arianspace. Остальную часть разделят между собой несколько европейских стран-членов ЕКА и частично Еврокомиссия. Россия получит из общей суммы около 130 млн евро. Первоначально доля российской стороны была меньше - 121 млн евро, однако затем было принято решение о ее увеличении на 8,5 млн. Дополнительные средства пойдут на сооружение башни обслуживания для стартового комплекса. Первоначально планировалось, что этот заказ выполнит европейская фирма, но затем на переговорах была достигнута договоренность о том, что башню изготовят российские предприятия. Европейской стороне досталась более прозаическая работа: строительство дорог, морских портов, офисов, столовых. "При этом все оборудование адаптируется в соответствии с требованиями безопасности Гвианского космического центра, а оборудование, размещаемое вне сооружений, адаптируется также к климатическим условиям Французской Гвианы", - отмечается в документе. На всех этапах создания стартового комплекса будет вестись авторское сопровождение. Российской стороне придется столкнуться с некоторыми нестандартными инженерными задачами. Например, на наших полигонах ракета сначала собирается горизонтально, и лишь на старте ее переводят в вертикальное положение. В Гвиане она будет собираться уже вертикально.

Из-за долгих проволочек с подписанием соглашения первый запуск "Союза" с космодрома Куру, запланированный на 2007 г, отложен до 2008 г. Эту окончательную на данный момент цифру А.Перминов назвал после подписания контракта. В российском космическом ведомстве уточнили, что предположительно ракетоноситель "Союз-СТ" /так будет называться наш "Союз-2"/ сможет выводить на геостационарные орбиты высотой 36 тыс км полезную нагрузку массой 3060 кг. Российский "Союз" был выбран не случайно. По сути, этот ракетоноситель - все та же знаменитая "королевская семерка", на которой летал Юрий Гагарин, только более совершенная и самая безопасная. Кроме того, "Союзы" - самые надежные и весьма экологичные, так как летают на простом керосине и кислороде. Согласно проекту, космодром должен обеспечить не менее 50 пусков ракет-носителей в течение 15 лет. Минимальное число пусков – два в год, однако в перспективе их число может быть увеличено до 4, сообщил представитель "Роскосмоса". По оценкам французских экспертов, стоимость одного запуска составит 35 млн евро.

Космодром Куру, расположенный на берегу Атлантического океана, использовался ранее только для запуска европейских ракет Ariane по программам ЕКА. Поэтому запуск российских ракет для французов такое же новое дело, как для наших ракетчиков переезд из привычных Байконура или Плесецка на экватор с его специфическими условиями.

В то же время прописка "Союзов" во Французской Гвиане таит в себе немало плюсов, считают представители российского космического ведомства. В первую очередь, это удобное расположение французской колонии. Территория общей площадью 83,5 тыс кв км находится всего в 500 км от экватора, на широте 5 градусов. С этой широты российские ракетоносители смогут выводить на орбиту спутники массой в 2,5-3 раза тяжелее, чем с Байконура или Плесецка, к тому же их легче будет направить на нужную орбиту. Запуск с Гвианы сопряжен с наименьшими энергозатратами. Поэтому на запуске одного "Союза" можно сэкономить несколько десятков миллионов долларов, считают специалисты.

Кроме того, появление российского "тяжеловоза" на европейском рынке позволит нашей стране значительно расширить пакет заказов. Сразу несколько российских предприятий ракетно-космического комплекса получат постоянную работу, по крайней мере, на несколько лет. По мнению ряда экспертов, общий объем заказов российским космическим компаниям может превысить 1 млрд евро. Эти деньги, в первую очередь, достанутся "ЦСКБ-Прогресс" в Самаре, который будет изготавливать саму ракету "Союз-СТ" и головной обтекатель для нее, и московскому НПО им. Лавочкина, который будет делать разгонный блок "Фрегат". Первые три контракта уже подписаны, сообщают СМИ.

Вместе с тем, ряд экспертов предрекает, что у проекта в недалеком будущем начнутся определенные проблемы. Дело в том, что сейчас отчетливо прослеживается тенденция к запуску на околоземную орбиту тяжелых и долговечных спутников. Именно такие спутники уже находятся в распоряжении многих зарубежных организаций, занимающихся связью. "Союзы" же рассчитаны лишь на запуск средних по массе спутников, хотя близость к экватору несколько увеличит возможный вес транспортируемой нагрузки. Поэтому не исключено, что мало кто из заказчиков захочет платить деньги за создание и запуск на орбиту спутников, менее "продвинутых", чем у конкурентов. Не факт, что в рамках проекта "Союз-Куру" удастся осуществлять хотя бы необходимые для его рентабельности 3-4 запуска в год. Ранее раздавалась критика в адрес проекта и со стороны руководства Государственного космического научно-производственного центра /ГКНПЦ/ им. Хруничева. По мнению представителей предприятия, этот проект оставит без работы более тяжелые ракеты "Протон", запуском которых занимается ГКНПЦ.

В любом случае, одно задание, важное для всего человечества, у российских ракет уже есть. Им предстоит поучаствовать в одном из грандиозных проектов ЕКА – выводе на Марс большого марсохода. Этот аппарат /или несколько связанных между собой аппаратов/предназначен для химических и сейсмологических исследований, а также для поиска жизни. Аппарат должен стартовать в июне 2011 года с космодрома Куру, причем в космос его выведет российский носитель - "Союз-Фрегат". На Красную планету европейский аппарат должен высадиться через два года после старта.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала