Рейтинг@Mail.ru
Очевидное и вероятное. Олег Дерипаска стал владельцем аэропорта в Сочи - 01.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Очевидное и вероятное. Олег Дерипаска стал владельцем аэропорта в Сочи

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Во вторник стало известно, что победителем аукциона по продаже 100 проц акций ОАО "Международный аэропорт Сочи" стало ООО "Стратегия – Юг". Компания предложила за акции аэропорта 5 млрд 503 млн 665 тыс руб. По данным ПРАЙМ-ТАСС, "Стратегия-Юг" представляет интересы Олега Дерипаски. Отметим, стартовая цена 100 проц акций аэропорта "Сочи" была ровно на 2 млрд руб меньше итоговой. И то, как заявил журналистам представитель компании "Стратегия-Юг", у компании "есть ощущение, что они немного переплатили за акции аэропорта". Всего в аукционе принимали участие пять компаний. В частности, интересы О.Дерипаски, помимо ООО "Стратегия – Юг", представляла еще одна структура – ООО "МосТоргИнвест". Кроме того, интересы частных акционеров аэропорта "Внуково" представляли ООО "Меридианы" и ОАО "Авиационно-нефтяная компания". Интересы компании "Ренова" представляло ООО "РусАвиа холдинг".

Комментируя итоги прошедшего во вторник аукциона, помощник министра экономического развития и торговли РФ Игорь Коньков сказал, что за аэропорт компания-победитель заплатила "ожидаемую стоимость". По его словам, сегодняшний аукцион – это "первый аукцион по продаже аэропорта на открытых торгах". По мнению помощника министра, этот аукцион существенно повысит капитализацию других российских аэропортов и позволит выработать механизм оценки российских аэропортов.

Интерес к продаже сочинского аэропорта продиктован несколькими причинами. Во-первых, ОАО "Международный аэропорт Сочи" обслуживает крупнейший российский курортный регион, который проходит от г Туапсе до границ с Грузией. Его протяженность составляет около 200 км, а г Сочи является "ядром" этого региона. По итогам 2005 г пассажиропоток аэропорта составил 1,2 млн человек. В текущем году этот показатель уже превышен. Кроме того, согласно прогнозу, в случае проведения в Сочи зимней олимпиады 2014 г пиковый пассажиропоток аэропорта может составить до 7 млн человек. Кроме того, в рамках развития города уже с 2007 г ожидается взрывной скачок перевозок.

Не секрет, что вопрос продажи аэропорта в Сочи сдвинулся с мертвой точки после того, как этот город стал одним из кандидатов на проведение зимних олимпийских игр 2014 года. Подготовка к приватизации одного из крупнейших аэропортов страны /входит в первую десятку/ началась весной, и все прошло, как говорится, "без сучка и задоринки". 3 мая Владимир Путин подписал указ, согласно которому сочинский аэропорт был исключен из перечня стратегических предприятий и будет акционирован, после чего 100 проц его акций продадут на открытом аукционе. В документе отмечалось, что в госсобственности останутся только взлетно-посадочные полосы и светосигнальное оборудование. И уже 3 июля премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о включении государственного предприятия "Международный аэропорт Сочи" в план приватизации на 2006 г.

Эксперты, в свою очередь, поспешили заявить, что аэропорт, являющийся главным авиатерминалом российского курорта, может стать выгодным приобретением. Между тем, аэропорт в Сочи, построенный еще в 50-х годах прошлого века, нуждается в значительной модернизации и немалых инвестициях. В 1991 г началось строительство современного аэровокзального комплекса, но сейчас этот проект заморожен. Поэтому будущему собственнику придется вложить в развитие наземных структур до 100 млн долл. Однако правительство РФ пообещало, что в случае, если Сочи выиграет право на проведение олимпиады, то государство поможет новым владельцам деньгами. В частности, вице-премьер Александр Жуков пообещал, что в этом случае на развитие города и аэропорта, в частности, будет дополнительно направлено 300 млрд руб.

С другой стороны, следует подчеркнуть, что в случае с аэропортом в Сочи новому собственнику гарантированы "политические дивиденды". Кроме того, присутствует и обоюдный интерес- государство, наконец, "скинет" со своих плеч аэропорт, который требует больших финансовых вложений. Поэтому в связи с таким "разменом", новый владелец сочинского аэропорта должен быть проверенным и надежным партнером власти во всех отношениях.

С самого начала, в фаворитах "ходил" владелец "Базового элемента" О.Дерипаска. По непроверенным данным, именно по "заказу" этой компании Минэкономразвития начало "разгосударствление" аэропорта. Но кроме домыслов, в пользу того, что именно структуры О.Дерипаски будут бороться за сочинский терминал, говорит и бизнес – логика. Так, им уже принадлежат аэропорты в Геленджике, Краснодаре и Анапе. Кроме того, связка О.Дерипаска – Александр Ткачев /губернатор Краснодарского края/, давно превратилась в мощный тандем, который получил поддержку в высших эшелонах власти.

Ну и, конечно, олигархи – тоже люди, и О.Дерипаска активно инвестирует в Краснодарский край, откуда он сам родом.

Среди основных конкурентов О.Дерипаски называли другого российского алюминиевого магната – Виктора Вексельберга. Действительно, структуры "Реновы" с самого начала изучали условия конкурса, и, как известно, дошли до финишной прямой, но проиграли аукцион.

Между тем, многие потенциальные участники сделки сочли объявленную стартовую цену аэропорта слишком завышенной /около 130 млн долл/. По подсчетам экспертов, Российский Фонд федерального имущества /РФФИ/ оценил капитализацию терминала в 10 раз выше размера его выручки, которая по итогам 2005 г составила по РСБУ 377, 9 млн рублей. При этом, согласно мировой практике, капитализация инфраструктурных проектов обычно исчисляется из оборота компании, умноженной на коэффициент 1,2 – 1,5. Однако в России эта формула не применима, с одной стороны, из-за худшего состояния объектов, с другой – из-за отсутствия объективных критериев оценки. Очень немногие аэропорты готовят отчетность по МСФО, бумаги ни одного из них не обращаются на бирже.

Кстати, в правительстве, и не скрывали, что приватизация аэропорта в Сочи даст ориентир на будущие сделки. Так. И.Коньков, еще летом сказал, что сейчас российские аэропорты недооценены. "На следующий день после продажи аэропорта в Сочи капитализация других аэропортов резко вырастет, а их владельцы проснутся миллионерами".

Между тем, в кулуарах ходили неподтвержденные слухи о том, что победителем станет тот, кто не поскупится выложить за аэропорт в Сочи 200 млн долл. Якобы, это тот максимум, на который может рассчитывать государства в случае соблюдения баланса интересов /о чем говорилось выше/.

Итак, 20 ноября аукцион по продаже 100 проц акций ОАО "Международный аэропорт Сочи" прошел как выверенная шахматная партия. Победитель так же на 100 проц оправдал прогнозы. Окончательная цена покупки "вписалась" в обозначенные ранее границы.

И последнее. Наверное, не стоит больше заострять внимание на том, что проведенной сделка была предсказуемой во всех отношениях. Важнее, что в ближайшем будущем россияне, наконец, получат современный аэропорт, отвечающий международным стандартам. Нынешний "сарай", который считается аэровокзалом, давно устарел и кажется "чудовищем" на фоне новых отелей в Сочи. Кроме того, можно не сомневаться, что заминок со строительством нового терминала не предвидится. Ведь это будет "статусная" стройка со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала