Вадим Дробиз, директор Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»
МОСКВА, 27 дек - ПРАЙМ. Снятие запрета и возобновление продаж алкоголя в интернете, запланированное с 2018 года, поможет сократить нелегальный объем торговли алкоголем. За легализацию интернет-торговли алкоголем выступает и Минэкономразвития, если продажа будет ограничена по времени и возрасту.
По объемам онлайн и оффлайн продажи никогда не станут сопоставимы, также как и на Западе. За рубежом около 20% всех продаж алкоголя происходит через интернет. Изначально предполагалось, что онлайн в России можно будет купить только вино и пиво. Пиво, я думаю, никому не нужно в интернете. Но и одного вина тоже недостаточно - нужен крепкий алкоголь. Так что постепенно начнет продаваться вся палитра напитков. Не исключаю, что предложение дорогого вина, премиального алкоголя может по большей части переместиться в онлайн. Очень может быть, что через интернет будет продаваться много вина с частных винодельческих предприятий, тем более, что государство сейчас стимулирует развитие малого виноделия. Потому что в розничные магазины и бутики им не так просто попасть. Это хороший способ найти своего потребителя без лишних затрат.
Свободной продажи алкоголя в России все равно не появится - за онлайн-продажами будут стоять крупные оптовики и ритейлеры. Для них нет смысла конкурировать самим с собой. Это будет регулируемый государством узкий круг доверенных операторов, которые получат дополнительные к основной деятельности лицензии и будут формировать рынок. Думаю, не больше нескольких сотен. Сейчас алкоголь в интернете продают десятки тысяч сайтов, и с ними пытаются бороться, но пока бесполезно. В случае легализации все будет проще - все нелегальные сайты автоматически будут закрывать. Останется, может быть, несколько торговцев на каждый регион.
Я уверен, что на ценах появление онлайн-рынка алкоголя никак не отразится. Да, премиальный алкоголь там будет стоить дешевле, чем в обычной рознице. Но магазины это спокойно переживут и не снизят цены. Они несут много накладных расходов, которых в интернет-торговле почти нет.
Процедуры соблюдения ограничений на продажу алкоголя несовершеннолетним уже понятны и отработаны - наличие банковской карты, предъявление паспорта курьеру при доставке. Это уже не составляет проблемы. Но, по большому счету, эти ограничения несложно обойти. Никогда и ни в одной стране они не работают в полную силу.
В целом это серьезный шаг к цивилизованности. В 2016 году рынок четко разделили на легальный рынок алкоголя и нелегальный рынок суррогатов. Легальная розница - это теперь только легальная лицензированная продукция. «Боярышник» в магазине уже не купишь. А нелегальный рынок будет существовать до тех пор, пока алкоголь не будет стоить достаточно дешево для населения. Но для населения с зарплатами от 20-25 тыс рублей государство создало легальный рынок благодаря системе ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). Это большая часть населения, и теперь можно быть уверенными, что большая часть населения пользуется легальной розницей, несмотря на низкий доход. Эти же люди сейчас получат цивилизованный, защищенный от нелегальной продукции онлайн-рынок.
Если интернетом для покупок алкоголя будет пользоваться 10% населения - уже хорошо. Но, по большому счету - это рынок для очень узкого круга потребителей. В России особенно.