МОСКВА, 29 апр — ПРАЙМ, Анна Подлинова. Минфин предложил запретить Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты для продавцов маркируемых товаров, пишет РБК со ссылкой на письмо "Опоры России" и Ассоциации малоформатной торговли первому вице-премьеру Антону Силуанову. Согласно аргументам бизнеса, отсутствие возможности платить налоги на специальных условиях может привести большинство несетевых магазинов "у дома" к закрытию.

В последние годы в России существенно выросла концентрация в сфере торговли: крупные сети выдавливают "одиночек", отмечают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Реализация предложения Минфина ударит по "самым маленьким бизнесменам", что, в конце концов обострит социальную напряженность. К тому же, через полтора года ЕНВД все равно исчезнет, так что предложение Минфина отменить налоговый спецрежим для микробизнеса сейчас не совсем понятно, считают эксперты.

СУТЬ ЕНВД И ПАТЕНТА

ЕНВД и патенты в настоящее время в России позволяют сократить налоговую нагрузку. В частности, плательщиками ЕНВД в рознице могут стать юрлица, у которых число сотрудников составляет менее 100 человек, а занимаемая площадь — не более 150 кв. м. Вне зависимости от прибыли предприниматель на ЕНВД платит от 7,5% до 15% вмененного дохода, ставка устанавливается властями регионов. 

Что касается патентной системы, то ее могут использовать ИП, количество сотрудников в которых не превышает 15 человек, а выручка — 60 млн рублей. Система освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты традиционных налогов: они платят 6% потенциально возможного годового дохода, который устанавливают региональные власти.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ДОВЛЕЕТ

В течение последних 10 лет произошла значительная концентрация торговой отрасли, количество торговых предприятий, приходящихся на одну сетевую организацию, увеличилось в несколько раз, коэффициент концентрации к 2018 году достиг 5,05, говорит профессор кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов. В основном это произошло за счёт выдавливания предприятий малого бизнеса из сферы торговли, поясняет он.

"Предприятиям малого бизнеса в сфере торговли с каждым днем становится сложнее конкурировать с сетевыми организациями. Отмена льгот может усугубить ситуацию", — отмечает он. 

По его словам, от подобной политики пострадают не только предприятия малого бизнеса, но и занятые в сфере производства. При этом, федеральный бюджет, скорее всего, существенных потерь не понесет, а, возможно, даже и выиграет.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. ЗАЧЕМ ДОБИВАТЬ?

Подобная политика приведет к ухудшению социально-экономического положения значительной части населения, что повлечет за собой социальное напряжение в обществе, считает Рамазанов. 

"Особенно усугубится ситуация в регионах с депрессивной социально-экономической ситуацией, где малый бизнес в сфере торговли является одним из основных сфер занятости населения, который способствует выводу региона из депрессивного состояния", — подчеркивает он.

По данным Рамазанова, количество малых предприятий к 2018 году в России по всем отраслям увеличилось в 1,73 раза по сравнению с 2010 годом. В сфере торговли этот показатель составил 1,64. При этом, темпы роста числа малых предприятий к 2019 году приблизились к нулю, а увеличение количества торговых предприятий, принадлежащих сетевым организациям, имеет положительную динамику. "Отмена льгот может привести к значительному сокращению предприятий малого бизнеса в сфере торговли, в первую очередь в крупных городах", — отмечает он.

По мнению главы "Опоры России" Александра Калинина, запрет в первую очередь ударит по микробизнесу, то есть совсем маленьким организациям, которые выживают за счет единого налога и патента. Сейчас в России, по его словам, на ЕНВД работает 2 млн предпринимателей, а на патенте 440 тысяч. Логика авторов законопроекта понятна, она заключается в том, что маркированный товар будет прослеживаться на всех этапах, из-за чего должен вырасти оборот предпринимателей, а значит, увеличиться поступления в бюджет.

"Но дело в том, что предпринимателям придется перерегистрироваться, нужно будет переходить либо на упрощенную, либо на общую систему налогообложения. Они требуют большего бухгалтерского сопровождения. Это все приводит к росту затрат", — объясняет он.

К тому же, через полтора года ЕНВД прекратит свое существование, так что изменения в регулировании сейчас кажутся несвоевременными, говорит он. Помимо этого, непонятно, зачем отказываться от патентной системы, недоумевает Калинин. Отмена патента и переход на упрощенную систему может привести к потерям в прибыли индивидуального предпринимателя от 23% до 109%.

Люди покупали патенты, так как предполагалось, что эта система будет простой. Переход на новую систему повлечет новые издержки и затраты, по ней сложнее отчетность, нужен бухгалтер, отмечает он.

"Зачем нужно постоянное изменение регулирования? Конечно, в такой ситуации социальное напряжение в стране может обостриться", — заключает Калинин.