Через неделю ЦБ обнародует очередное решение по процентной ставке. Если смотреть на показатели, которые способны повлиять на политику, то легко увидеть причины для смягчения политики. Снижение ставки оправдывает восстановление нефти и курса рубля, более мягкая политика зарубежных ЦБ, а также отрыв межбанковских ставок от уровня ставки ЦБ. Похоже, банки не нуждаются более в заимствованиях у ЦБ. Мартовская инфляция опустилась к 7.3%, став самой низкой за два года. При этом экономика по-прежнему испытывает трудности с формированием роста, что вызывает необходимость смягчать политику для её стимулирования, к чему призывает Улюкаев, бывший зампред ЦБ. Вчера стоимость бивалютной корзины опускалась ниже 68.50 в какой-то момент, что более чем на 23% ниже рекордных максимумов, достигнутых ровно три месяца назад.
И всё же наблюдателям и рынку следует присмотреться, насколько изменился настрой ЦБ. В 2014-м банк явно искал свой путь, мечась между стимулированием роста и поддержанием рубля. Однако за последний год с небольшим стало ясно, разделение обязанностей – стимулирование роста лежит на плечах правительства, а главной задачей ЦБ является обуздание инфляции и инфляционных ожиданий.
Кроме того, проявилась ещё одна тенденция. Нет особой пользы в стимулировании экономики через снижение ставок. Без должной уверенности в завтрашнем дне банки не будут выдавать кредиты, а рубль гораздо в большей степени реагирует на нефть, чем на снижение ставки, что было хорошо видно год назад, когда снижения ставок не останавливали рубль. Такая нечувствительность рубля к ставкам в краткосрочной перспективе возвращает нас к тому, что процентная политика ЦБ является инструментом долгосрочного управления, а не точечного влияния на курс.
Помимо долгосрочных целей в сохранении ставки на текущем уровне, ЦБР вполне может ее обосновать вероятным ростом инфляции в ближайшие месяцы за счёт эффекта низкой базы. Год назад восстановление курса рубля серьёзно подавляло цены. К тому же, если ЦБ исходит из своих прогнозов по нефти, то должен настраиваться на скорый её разворот, предполагая 30 долларов за баррель в среднем за год.
Если исходить из сезонных трендов, то нефть в ближайшие месяцы может остаться сравнительно высокой, а вот в июле-августе ситуация может кардинально измениться. В 2008, 2014, 2015 годах в середине лета происходил перелом повышательной тенденции, и нефть разворачивалась к спаду. Шансы на это есть и в этом году, так как восстановление цен может остановить спад добычи в США, а ближневосточные страны и Россия могут нарастить свою добычу.
Таким образом, для ЦБ вполне разумно будет посмотреть со стороны до июля-сентября, действительно ли замедляется инфляция, падают ли инфляционные ожидания, устойчива ли цена на нефть.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.