По данным министерства финансов, профицит федерального бюджета в сентябре 2017 г. составил 18 млрд руб., или 0,2% ВВП. Для сравнения, в сентябре 2016 г. бюджет был исполнен с дефицитом в размере 131 млрд руб., или 1,7% ВВП. Оценка дефицита бюджета за август 2017 г. была пересмотрена в сторону улучшения: согласно новым данным, профицит бюджета в августе составил 26 млрд руб. против дефицита в 59 млрд руб., о котором сообщалось ранее. За первые девять месяцев нынешнего года дефицит бюджета оказался равен 301 млрд руб., или 0,5% ВВП. С начала года Минфин еще ни разу не использовал средства Резервного фонда для финансирования дефицита.
Доходы продолжают расти значительно быстрее расходов
Доходы федерального бюджета в январе–сентябре 2017 г. достигли 10,97 трлн руб., или 74,7% годового плана, а расходы – 11,27 трлн руб., или 67,9% от запланированной на год суммы. Рост нефтегазовых доходов за первые девять месяцев года составил 24,2% год к году, а ненефтегазовых – 14,5%. При этом в январе–сентябре расходы увеличились всего лишь на 3,7% год к году. Опережающими темпами росли траты на социальную политику (плюс 9,9% год к году), обслуживание государственного долга (плюс 8,9%) и трансферты другим бюджетам (плюс 17,1%). Расходы на оборону сократились на 7,1%, на здравоохранение – на 20,3%.
Дефицит бюджета будет оставаться умеренным в среднесрочной перспективе
По итогам января–сентября 2017 г. дефицит бюджета составил 0,5% ВВП (по сравнению с дефицитом в размере 2,6% ВВП за аналогичный период прошлого года). Несмотря на относительно небольшую величину дефицита бюджета по итогам первых девяти месяцев года, его величина значительно увеличится в 4 кв. за счет большого объема выплат в рамках государственных контрактов, значительная часть которых закрывается в конце года. Таким образом, в соответствии с планами правительства, в нынешнем году дефицит бюджета будет равен 2,2% ВВП, что довольно близко к нашей оценке в размере 2,4% ВВП. В 2018 г. правительство рассчитывает сократить дефицит бюджета до 1,3% ВВП, что совпадает с нашим прогнозом на следующий год.
В 2019 г. правительство собирается уменьшить дефицит до 0,8% ВВП, что несколько хуже наших ожиданий (дефицит в размере 0,1% ВВП). Основной причиной расхождения между планами правительства и нашей оценкой дефицита бюджета в 2019 г. является более оптимистичный взгляд на динамику нефтяных котировок с нашей стороны. Тем не менее благодаря внедрению нового бюджетного правила в среднесрочной перспективе дефицит бюджета останется весьма умеренным даже в случае значительных колебаний цен на нефть.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.