По данным Росстата, продуктовая инфляция в России в ноябре 2020 года выросла на 6,16% по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года. Для сравнения: годом ранее рост пищевой инфляции составлял к ноябрю 2018 года только 4%, то есть инфляция за год выросла как на дрожжах. Причём в прямом смысле как на дрожжах, ведь одним из локомотивов пищевой инфляции в этом году, хотя и не самым главным, стали цены на хлеб. Так что на новогодний стол россиянам придётся раскошелиться побольше, чем годом ранее.
Как видим, сильнее всего за год выросли цены на сахар, что было связано прежде всего с дефицитом посевных площадей под сахарную свёклу. А сахар — важнейший ингредиент новогоднего стола, ведь он используется при приготовлении пирогов, тортов и других новогодних сладостей. Подсолнечное масло используется при жарке и для заправки овощных салатов. Да и крупы с бобовыми в меню новогоднего стола тоже имеют значение — фаршировка курицы, рыбы, гарниры к мясным и рыбным блюдам, и, наконец, как важный компонент любимого салата из риса и горбуши, который на третьем месте по популярности у россиян после традиционных оливье и «сельди под шубой».
А какой же российский новый год без бутербродов? Но и здесь нас ждут сюрпризы — хлеб подорожал на 7%, сливочное масло — на 5%, молочные продукты, в том числе наши любимые «импортозамещающие» сыры — в среднем на 4%.
Что же с колбасой и икрой? А с выпивкой? А вот тут можно вздохнуть свободнее — алкоголь и мясо подорожали не сильно, даже меньше, чем пищевая инфляция (на 3% и 2% соответственно). Рыба, рыбные продукты и морепродукты тоже подорожали умеренно по сравнению с пищевой инфляцией (на 4%). Такой умеренный рост, по нашему мнению, вызван тем, что цены на эти продукты и так высоки (например, рыбная продукция подорожала в конце 2019 года более чем на 5% в годовом выражении, даже обогнав рост пищевой инфляции), а ещё большее повышение приведёт к падению спроса. В общем, высококачественный импортный и российский алкоголь, а также икра и многие виды рыбы уже плавно перешли в премиальный сегмент, но ради любимого праздника многие россияне уже готовы после новогодних каникул экономить на еде.
В целом, всё больше маркетологов предупреждает, что из-за подорожания основных видов продуктов питания стоимость новогоднего стола среднероссийской семьи увеличится по сравнению с праздниками на новый 2020 год на 35%, то есть в среднем до 3700 руб. На своём собственном опыте я могу подтвердить не эту цифру (так как живу в Москве), но темпы роста (то есть мои собственные затраты) увеличатся как раз на 30-35%, если без режима экономии и отказа от каких-либо привычных продуктов. И тем не менее, в новом 2021 году, по нашим прогнозам, следует ждать более добрых новостей от инфляции. Есть такая теория, что продовольственная инфляция циклична, и цикл роста цен на продукты питание продолжается всего два года, после его завершения начинается двухлетний период относительно низких цен. Если эта теория верна, то получается, что в текущем году мы находимся во второй, заключительной, фазе двухлетнего цикла роста пищевой инфляции, начавшегося ещё в 2019 году из-за повышения НДС и связанного с этим роста на сырьё и материалы для пищевой промышленности, а также роста тарифов на коммунальные услуги.
В следующем году мы ожидаем, что неблагоприятное воздействие на экономику фактора пандемии «ковида» начнёт уменьшаться благодаря массовой вакцинации населения. Соответственно, экономика начнёт выходить из кризиса, а снижение реальных доходов за время пандемии будет дезинфляционным фактором. В 2021 году мы ожидаем снижение инфляции потребительских цен до 3-3,5% в год, пищевую инфляцию — не выше этого уровня.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.