МОСКВА, 28 июн — ПРАЙМ. Вопрос уплаты НДФЛ по месту жительства, а не работы актуален скорее для Москвы и Санкт-Петербурга — регионов, где существенная часть населения работает и живет в разных субъектах — менять систему для всей страны нерационально, считает эксперт группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин накануне предложил обсудить идею уплаты НДФЛ по месту проживания, а не работы. По его мнению, эта мера может способствовать более активному распространению экономического роста за пределы агломераций.
По словам министра, таким образом налоговая база не будет концентрироваться в крупных городах, в том числе при условиях маятниковой миграции, что будет способствовать развитию малых городов, расположенных рядом с мегаполисами.
Шураков напомнил, что поступления по НДФЛ с зарплаты поступают в консолидированный бюджет региона и делятся между двумя бюджетами: 85% достается бюджету субъекта РФ, а 15% — бюджету муниципалитета, в котором зарегистрирован работодатель.
"Поэтому, если человек живет в селе или пригороде, а работает в городе, и при этом и село и город находятся в одном субъекте РФ – то проблемы, по сути, нет, так как весь его НДФЛ все равно остается в этом регионе. А те выпадающие доходы муниципалитета, в котором человек проживает, могут быть компенсированы дотацией из областного бюджета", — пояснил эксперт.
БОЛЬШИЕ ГОРОДА
Проблема возникает тогда, когда человек живет в одном субъекте РФ, а на работу ездит в другой. Поэтому вопрос, где платить НДФЛ с зарплаты – по месту работы или по месту жительства — актуален для тех российских регионов, у которых существенная часть населения работает в других субъектах РФ. Это актуально, например, для Москвы и Московской области, Санкт–Петербурга и Ленинградской области, Краснодарского края и Республики Адыгея, отмечает Шураков.
"Вполне типичная картина, когда взрослые жители Подмосковья работают в Москве, НДФЛ с их зарплат поступает в московский бюджет, но дети их ходят в подмосковные школы и детсады. Эти детсады и школы должна содержать Московская область из своего бюджета, который недополучает НДФЛ работающих в Москве жителей Подмосковья", — сказал Шураков.
То есть для "регионов-мигрантов" такие налоговые перекосы достаточно чувствительны. "Поэтому, на мой взгляд, для развития агломераций в регионах – это скорее нейтрально-негативная мера, то есть положительный эффект вряд ли будет, а негативный вполне", — полагает он.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
"На мой взгляд, менять систему уплаты НДФЛ по всей России только лишь для того, чтобы улучшить доходную часть Московской и Ленинградской областей – нерационально: может существенно снизиться собираемость этого налога по всей стране, возникнет некоторая неразбериха, которая может на какое-то время отрицательно сказаться на экономическом развитии регионов", — уверен Шураков.
Это чревато тем, что в столичных регионах могут возникнуть искусственные ограничения на рынке труда: предпочтения будут отдаваться москвичам, а не жителям Подмосковья – чтобы бюджет города не терял налоговые поступления.
Шураков считает, что ситуацию Московской и Ленинградской областей проще решать горизонтальным трансфертом из бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, частично возвращая НДФЛ работников, проживающих в областях, не меняя кардинально текущую систему уплаты налога.
"А распространять экономический рост за пределы агломераций целесообразнее, создавая рабочие места за этими пределами", — заключил эксперт.
В свою очередь, председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин считает интересным предложение Орешкина обсудить идею уплаты НДФЛ по месту проживания, а не работы.
"Очень интересное предложение", — сказал Кудрин журналистам.