МОСКВА, 8 ноя — ПРАЙМ. Глава Банка России Эльвира Набиуллина рассказала о грядущем кризисе, который обретает все более жесткие очертания, процессе структурной трансформации российской экономики, противостоянии санкциям и будущем валютного рынка России.
ПРИЗРАК КРИЗИСА
По ее словам, ситуация в мировой экономике и баланс рисков за последние месяцы сместились в сторону более "жесткого" варианта развития событий. Это затруднит процесс структурной трансформации российской экономики, и ничего с этим поделать нельзя. В частности, глобальный спрос на традиционные товары российского экспорта может сократиться, констатировала она, выступая на заседании комитетов Госдумы, рассматривающих "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 и период 2024-2025 годов".
Глава Банка России предостерегла от попыток преуменьшить влияние международных санкций на российскую и мировую экономику.
"Санкции — очень мощные… отгородиться от их влияния будет невозможно", — сказала она. Ограничения меняют географию российского импорта и экспорта, разрывают старые внешнеэкономические связи и требуют появления новых.
При этом давление усиливается, затрагивая и партнеров в других странах. Санкции прицельно бьют по международным платежам и расчетам, а ЦБ выстраивает отношения на двусторонней основе, стараясь снижать санкционные риски для своих партнеров, что "очень непросто". В частности, для каждой страны вырабатывается особый комплекс мер по переходу к расчетам в нацвалютах, пояснила Набиуллина.
ДЕНЬГИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
На этом фоне банковская система страны продемонстрировала устойчивость к шокам этого года и сохраняет потенциал для кредитования. Оно восстанавливается хорошими темпами, а это означает, что процесс структурной трансформации действительно идет. Корпоративный кредитный портфель в России, по предварительным оценкам, за 10 месяцев вырос на 9,9%, растет и кредитование физлиц.
Банк России планирует использовать регуляторные стимулы, чтобы банки могли удовлетворить возросшие потребности предприятий в кредите, заверила глава ЦБ. При этом финансовые потоки перенаправят на кредитование критически важных для дальнейшего развития отраслей.
Рост геополитической напряженности в последние полтора месяца повысил тревожность российского общества, соответственно, это сказалось и на финансовом поведении людей. До последнего времени наблюдался рост оттока средств граждан из банковской системы, но сейчас этот процесс возвращается к сезонной норме. "Как только ситуация становится для людей более понятной, тревога снижается, люди возвращают средства в банки… Похожие эффекты были в начале пандемии, а затем весной этого года ", — напомнила Набиуллина.
При этом банки не могут и не должны быть основным источником "длинных денег", надо увеличивать прямые инвестиции, а не только долговое финансирование, ибо многие предприятия уже достаточно закредитованы. Дальнейший рост долгов может спровоцировать долговой кризис. В этой ситуации важно уделять внимание развитию рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, а не банки, указала глава Банка России.
ОЖИВИТЬ ТОРГОВЛЮ
По ее словам, регулятор рассчитывает в 2025 году вернуться к нейтральному диапазону ключевой ставки, который по-прежнему оценивается в пределах 5-6%, чтобы постепенно снижать инфляцию. Согласно прогнозу Центробанка, в этом году она уложится в 12-13%, по итогам следующего года замедлится до 5-7%, а в дальнейшем — вернется на целевой уровень 4%. "Какое-то время ставка будет чуть выше нейтрального уровня", — предположила она.
Отмены валютных ограничений в ближайшее время ждать не следует — предпосылок для либерализации контроля за движением капитала нет, отметила глава Банка России.
Все, что было необходимо для оживления торговли с дружественными странами, регулятор по просьбе бизнеса уже сделал, добавила она.
В целом решать проблемы с внешними платежами следует за счет укрепления доверия к рублю. На его устойчивость обращают внимание партнеры при переходе к торговле в нацвалютах, а это прежде всего низкая инфляция. На ней и следует сосредоточиться, уверена Набиуллина.
При этом регулятор по-прежнему выступает за запрет "частных" криптовалют для использования в расчетах. Пока нет понимания, кто и как за них отвечает, велики риски волатильности, а это негативно скажется на самой торговле, заключила она.