МОСКВА, 28 июн — ПРАЙМ. Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации России до 2030 года, сообщила пресс-служба кабмина.
"Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года. В течение ближайших 6,5 лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Такова главная цель стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Распоряжение об ее утверждении подписано", — сказано в сообщении.
При этом отмечается, что основой для формирования отрасли может стать имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем.
"Они уже применяются, к примеру, для инспекции состояния энергосетей. Использование беспилотников позволило сократить сроки проведения таких проверок в 5 раз. Вовремя выявленные повреждения снизили риск возникновения аварий на сетях в 8 раз. В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%. В сфере экологического контроля БАС позволяют выявлять в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов", — сообщил кабмин.
Правительство сообщило, что стратегия предусматривает пять направлений, среди которых — стимулирование спроса на отечественные продукты, их разработка и серийное производство.
"Стратегией определены пять ключевых направлений развития беспилотной авиации. Первое касается стимулирования спроса на отечественные беспилотные авиационные системы. Второе – разработка и серийное производство таких систем, а также создание крупных производственных центров, обеспечивающих внедрение новых технологий при создании беспилотников. Третье подразумевает развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов. Четвертое – подготовку кадров для беспилотной авиации. Пятое – фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем", — сказано в сообщении.
Отмечается, что план мероприятий по реализации стратегии сформирован с учетом этих ключевых направлений.
"Так, например, в рамках разработки и серийного производства беспилотников уже в 2023 году будет начата работа по созданию системы научно-производственных центров компетенций и испытаний в сфере беспилотных авиасистем. Ответственными за это направление определены Минпромторг, правительство Москвы, АНО "Национальная технологическая инициатива" и ряд других организаций", — отметил кабмин.
Кроме того, стратегия допускает в будущем перевозки людей авиабеспилотниками.
"В будущем допускается возникновение направления "Перевозка людей", — говорится в стратегии.
В ней указано, что базовыми условиями для такого развития событий являются эффективная оптимизация нормативно-правового регулирования, рост интереса разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий, готовность общества к роботизации и перспективной аэромобильности.
"Тем не менее, на этапе формирования стратегии конкретизация задач и показателей, касающихся перевозок людей, считается преждевременной в связи с фактически не прогнозируемым сроком внедрения этих технологий в Российской Федерации", — добавляется в документе.
Согласно документу, базовыми условиями для такого развития событий являются: эффективная оптимизации нормативного правового регулирования совместными усилиями органов власти в сжатые сроки, рост интереса разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий, готовность общества к роботизации и перспективной аэромобильности.
"Тем не менее, на этапе формирования стратегии конкретизация задач и показателей, касающихся перевозок людей, считается преждевременной в связи с фактически не прогнозируемым сроком внедрения этих технологий в Российской Федерации", — добавляется в стратегии.
По данным пресс-службы, для формирования кадрового резерва специалистов по беспилотной авиации в 2024 году планируется начать разработку учебных модулей и основных курсов обучения по БАС и внедрение этих компонентов в программы общего, среднего профессионального и высшего образования.
"Вести эту работу будут Минпросвещения, Минобрнауки, правительство Москвы, АНО "Университет НТИ 2035". Им же поручено создать цифровой реестр кадров БАС, связывающий данные о вакансиях и кадровом потенциале специалистов в этой области", — говорится в сообщении.
При этом, согласно стратегии, потребность в кадрах для отрасли беспилотной авиации к 2030 году может достичь миллиона человек.
"По экспертным оценкам спрос на кадры в отрасли беспилотной авиации может достичь миллиона специалистов в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем к 2030 году. Из них 60% — операторы беспилотных авиационных систем, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений (в том числе в области строительства, геодезии и др.), специалисты по эксплуатации и обслуживанию беспилотных авиационных систем, а также внешние пилоты", — сказано в документе.
Более 30% спроса на кадры в отрасли, согласно документу, будет приходиться на разработчиков, технологов и профильных программистов. В число наиболее востребованных профессий в период реализации стратегии авторы предлагают включить такие профессии, как "проектировщик интерфейсов беспилотной авиации", "инженер производства малой авиации", "аналитик эксплуатационных данных", "технолог рециклинга летательных аппаратов", "проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания", "программист систем автоматизированного управления", "техник по эксплуатации беспилотных авиационных систем".
Также в числе востребованных профессий — "специалист по системам "антибеспилотные авиационные системы", "проектировщик наземной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения", "разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов", "разработчик интеллектуальных робототехнических систем", "технолог аддитивного производства беспилотных воздушных судов" и др.
"Подготовка специалистов для гражданской авиации должна начинаться с уровня среднего профессионального образования для обеспечения потребности отрасли в профильных специалистах среднего уровня квалификации с последующим повышением уровня образования, в том числе в образовательных организациях высшего образования", — говорится в документе.
Будут востребованы и программы профессиональной переподготовки для специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей.
Правительство завершает формирование национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем, сообщает пресс-служба кабмина.
"В настоящее время параллельно с разработкой Стратегии развития беспилотной авиации по поручению президента России правительство завершает формирование национального проекта развития беспилотных авиационных систем. Национальный проект станет основным управленческим механизмом реализации принятой Стратегии", — привет кабмин слова первого вице-премьера Андрея Белоусова.
По данным правительства, наибольший потенциал для применения авиабеспилотников есть в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании и актуализации геопространственных баз данных и доставке грузов в труднодоступные районы.
Согласно стратегии, объем продаж беспилотных авиасистем в России к 2030 году составит 180 тысяч единиц на 200 миллиардов рублей, к 2035 году — 200 тысяч на 220 миллиардов рублей.
"Несмотря на незначительный вклад в валовый внутренний продукт Российской Федерации, российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом. К 2030 году число реализованных беспилотных авиационных систем на рынке Российской Федерации оценивается в более чем 180 тысяч единиц и порядка 200 тысяч единиц — к 2035 году. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 миллиардам рублей и более чем 220 миллиардам рублей соответственно", — говорится в документе.
"При прогрессивном сценарии в 2030 году эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных беспилотных авиационных систем", — отмечается в документе.
Ежегодный объем рынка беспилотников для личного пользования в стране оценивался в 2022 году в 2-3 миллиарда рублей.
"Потребительский сегмент в РФ представлен беспилотными авиационными системами с максимальной взлетной массой до 3 килограммов для личного пользования преимущественно иностранного производства. Ежегодный текущий объем данного сегмента оценивался в 2022 году в диапазоне 2-3 миллиарда рублей", — сказано в документе.
Отмечается, что при рассмотрении российского рынка с точки зрения конечного потребителя коммерческий сегмент является преобладающим.
Согласно документу, объем экспорта беспилотных авиасистем из России в 2018-2022 составил до 600 миллионов рублей, больше половины — в Судан.
"Экспорт беспилотных авиационных систем в 2018-2022 годах составил до 600 миллионов рублей и осуществлялся в Судан (62%), Венесуэлу (12%), Узбекистан (9%) и другие страны", — сказано в документе.
"При условии сохранения заинтересованности государственных органов и бизнеса мировая индустрия беспилотных авиационных систем к 2030 году может вырасти в 1,8 раза, достигнув 55,8 млрд. долларов США", — отмечается в документе.