27.09.00
"Русатоммет" неадеется на удовлетворение в Европейском суде по правам человека жалобы на действия правительства РФ
Решение об окончании новации ОВГВЗ 3-й серии в интересах переговоров с Парижским клубом автоматически приведет к удовлетворению Европейским судом по правам человека жалоб инвесторов на действия Российской Федерации
ПРЕСС-РЕЛИЗ
МИНФИН МЕНЯЕТ СТРАСБУРГ НА ПАРИЖ. С ДОПЛАТОЙ
Решение об окончании новации ОВГВЗ 3-й серии в интересах переговоров с Парижским клубом автоматически приведет к удовлетворению Европейским судом по правам человека жалоб инвесторов на действия Российской Федерации
25 сентября вице-премьер, Министр финансов России А.Кудрин заявил о намерении правительства в ближайшие дни установить дату окончания новации ОВГВЗ З -й серии. По данным газеты "Коммерсантъ", ссылающейся на замминистра финансов В.Волкова, это будет сделано в интересах укрепления позиций российской стороны на переговорах с Парижским клубом кредиторов, а также с целью повышения суверенного рейтинга страны. С теми же владельцами "вэбовок", которые будут упорствовать в своем нежелании принять условия Минфина, расплатятся в те же сроки, что и с согласившимися на новацию инвесторами - в 2007 году. И, надо думать, в тех же объемах.
Как известно, в прошлом году правительство отказалось выплатить номинальную стоимость вышеназванных ценных бумаг, срок погашения которых наступил 14 мая 1999 г. Минфин предложил инвесторам обменять указанные облигации на новые бумаги со сроком погашения через четыре (рублевые бумаги) и восемь лет.
Условия предложенной позднее новации не устроили значительную часть инвесторов, в том числе - компанию "Русатоммет". Последняя, как от собственного имени, так и от лица нескольких клиентов, инициировала ряд судебных процессов с целью взыскания задолженности по ОВГВЗ 3 -й серии, а также досрочному погашению "вэбовок" 4 -й и 6 -й серий (ситуация "кросс-дефолта").
Не добившись справедливости в национальных судах, "Русатоммет" с августе - сентябре этого года подал в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург) несколько жалоб на действия государства с требованием обязать Российскую Федерацию погасить номинальную стоимость валютных облигаций трех вышеназванных серий, а также выплатить справедливую компенсацию, как того требуют Правила процедуры суда.
Нет никаких сомнений в том, что даже взятое в отрыве от всего остального ограничение сроков новации ОВГВЗ-3 станет исчерпывающим аргументом в пользу инвесторов. Фактически, правительство еще до заседания Страсбургского суда признает ущербность своей позиции и правоту владельцев ценных бумаг.
Своим решением Минфин открыто признает, что новация по валютным облигациям 3 -й серии была ничем иным, как принудительной реструктуризацией. В самом деле, соглашается ли инвестор на условия правительства или не соглашается, ему заплатят только тогда, когда это сочтет возможным правительство, и ровно столько, сколько захочет заплатить Минфин. Фактически, это - "временная национализация" денежных средств кредиторов, ограничивающая право пользования собственностью на длительный срок.
Тем самым правительство перечеркнуло не только статью 414 Гражданского Кодекса Российской Федерации, определяющую новацию как добровольное соглашение сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством, но и собственное постановление за № 1306 от 29.11.99 г. "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии", не предполагающее ограничение сроков новации.
Более того, действия, подобные тем, которые сейчас осуществляет государство, прямо запрещены Конституцией Российской Федерацией. Статья 35 последней, в частности, гласит, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".
То, что антизаконные решения Минфина и вставших на его сторону российских судов были основаны на требованиях политической конъюнктуры, стремлении власти устранить доказательства неэффективности ее внутриэкономической политики, известно давно. В частности, это было открыто признано в письме начальника Экономического управления Президента Российской Федерации А.Данилова-Данильяна (исх. № А43-2801 от 06 сентября 2000 г.), в котором высокопоставленный чиновник указал "непатриотичным" инвесторам на то, что "выплата суммы основного долга по ОВГВЗ третьей серии могла бы послужить формальной причиной для отказа иностранных кредиторов от проведения дальнейших переговоров по реструктуризации требований по погашению внешнего долга СССР или для выдвижения ими крайне жестких требований по погашению задолженности".
Следует отметить, что подобного рода уловки не помогут исполнительной власти наладить конструктивный диалог с международным экономическим сообществом. Заявления о том, что с серьезными иностранными кредиторами можно "договорится" за счет других, являются, с одной стороны, верхом наивности, а с другой - свидетельством явного неуважения к партнерам по переговорам.
Реальной основой взаимопонимания государства и его граждан, развития отношений нашей страны с Западом может стать лишь строгое соблюдение российскими властями законов Российской Федерации и положений международных правовых актов.
Но даже если Минфин решится "пожертвовать" своими и так весьма шаткими позициями в Европейском суде в надежде уменьшить долг Парижскому клубу на один-два миллиарда долларов, его ждет жестокое разочарование. Дело в том, что после вынесения положительного решения Страсбургского суда по жалобе владельцев ОВГВЗ Российская Федерация будет вынуждена внести соответствующие изменения в правовые акты, ущемляющие интересы инвесторов. Вкупе с прецедентной и обязательной для Минфина выплатой долга по отдельным "вэбовкам", это создаст условия для последующего обращения в суд других владельцев валютных облигаций.
Характер исков нетрудно предположить - инвесторы будут требовать изменения или расторжения договоров новации ОВГВЗ 3 -й серии, а также досрочного погашения "вэбовок" 4 -й и 6 -й серий в связи с существенным изменением обстоятельств. Не исключено, что тогда Минфину придется платить сразу и по максимуму, а это - более 6 млрд. долларов.
"Несмотря на неоднократную реструктуризацию, бремя государственного долга представляет собой угрозу для развития государства… Проблема в том, что он не уменьшается. Вот такая реструктуризация, что он не уменьшается, а только растет" (Из выступления В.В.Путина на церемонии представления Ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 8 июля 2000 г.)
Служба общественных связей
|