Рейтинг@Mail.ru
"Граница бедности" и "граница богатства" в свете реформы ЖКХ - 04.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

"Граница бедности" и "граница богатства" в свете реформы ЖКХ

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Социальные реформы последнего времени, начало которым положила монетизация льгот, вызывают неоднозначную реакцию как в обществе, так и у представителей власти всех уровней. Главная проблема в том, что уровень социально-экономического развития России в целом не позволяет провести реформы так быстро и масштабно, как планируется. Об этом заявила сегодня на пресс-конференции председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина. Касаясь экономической сути реформ, она сравнила их с приватизацией, которая проводилась в начале 90-х годов. Тогда общество, по сути, тоже было готово к переменам и появлению частной собственности, но темпы, методы и масштаб проведения приватизационных мероприятий, в совокупности с экономическими сложностями тех лет, вызвали бурные протесты тех, кто в результате остался ни с чем.

Сейчас выбрано крайне неблагоприятное время для осуществления столь масштабных замыслов, считает И.Рукина. Роста экономики фактически нет, и сейчас мы по объему ВВП достигли лишь 82 проц по отношению к 1989 году. В условиях, когда Россия вынуждена возвращаться к минувшим достижениям, и даже министр экономического развития Герман Греф признал, что доходы населения достигнут прожиточного минимума лишь к 2008 г, планировать реформы вряд ли уместно. Такие изменения надо проводить, оценивая не благоприятные макроэкономические показатели последних лет, а реальное состояние кошелька граждан. Сейчас одновременно идут 9 социальных реформ, и реформа ЖКХ является среди них самой тяжелой и опасной. "Даже на федеральном уровне боятся обсуждать эту тему", - отметила И.Рукина. Вопрос о переходе в 2008 г на 100 проц оплату услуг ЖКХ уже решен, и что-либо может измениться лишь в том случае, если к власти придет другое правительство, которое решит проводить кардинально иную политику.

Между тем, у регионов есть свое мнение о нововведениях, в первую очередь, потому что они напрямую влияют на ситуацию на местах. Конечно, Москва до сих пор остается как бы "государством в государстве", т.е. уровень жизни здесь в целом выше, чем в среднем по России. Но даже столица может не выдержать в 2006 г все бремя расходов, которые федеральные власти перекладывают на плечи регионов. Московский бюджет сейчас на 95 проц зависит от федерального, и, если поступления из центра будут сокращены, взять денег на компенсации будет попросту негде. Чтобы пополнять бюджет из собственных источников, необходимо развивать промышленность, малый бизнес, сферу услуг, а именно по этим отраслям сейчас больнее всего бьют изменения в налоговом законодательстве. В частности, это касается налога на недвижимость, введение которого отразится и на простых гражданах. Сейчас Мосгордума утвердила ставки этого налога в размерах 0,1-0,5 проц от рыночной цены объекта, в отличие от расчетов по стоимости БТИ, как это делается сейчас. При этом за квартиру в центре налог по нынешним стандартам составляет 80-100 руб. в год. Пересчет же налога по новым правилам даст увеличение выплат до 30 раз. Таким образом, налог на квартиру в центре Москвы составит 120 долл, а в Митине – 70 долл в год, считают эксперты рынка недвижимости.

Это лишь один из немногих ударов по и без того небогатому кошельку многих москвичей. Хотя столица пытается прибавлять зарплаты бюджетникам. Мосгордума установила так называемый "городской МРОТ", который сейчас составляет 1800 руб, и "пробивает" увеличение ставки почасовой оплаты труда до 100 руб в час.

Но в сфере ЖКХ есть немало проблем и помимо высоких тарифов и нехватки бюджетных средств. Главная из них – неэффективный менеджмент. Нынешняя структура сферы, включающая в себя ДЭЗы, РЭУ с их несовершенным стилем управления и размытыми полномочиями нуждается в серьезном реформировании. В первую очередь, необходимо создать условия, чтобы в "непопулярную" и малодоходную сферу ЖКХ пришел малый бизнес и начал развивать оказание бытовых услуг населению как один из способов заработка. Такие эксперименты уже проводятся – например, в северо-восточном округе давно успешно работает клининговая компания, оказывающая населению целый спектр услуг – от уборки подъездов до индивидуальной помощи по хозяйству. Это ни что иное, как прообраз будущих управляющих компаний ЖКХ, т.е системы, когда частный бизнес управляет коммунальной инфраструктурой и частными инвестициями в эту сферу.

Еще один вопрос, касающейся 100-проц оплаты услуг ЖКХ, ответа на который нет и по сей день. Кто и как будет рассчитывать эту пресловутую полную стоимость? В настоящий момент нет точных цифр и методов расчета, а также той суммы, которую можно принять за 100 проц, считает И.Рукина. По последним данным Росстата, только в январе рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в России составил 19,4 проц. По данным Федеральной службы по тарифам /ФСТ/, в 20 регионах коммунальные услуги с начала года подорожали на 40-70 проц. При этом ни один регион в России не вышел за максимальный уровень тарифов на тепловую энергию для населения, утвержденный ФСТ. Какой в итоге будет полная оплата, эксперты предсказать затрудняются.

Кроме того, уже сейчас необходимо определить, кто именно является малоимущим и имеет право на субсидии. В новом Жилищном кодексе, который вступает в силу в 2005 г, прописано, что размер доходов, ниже которого начинается бедность, согласуется с региональными властями, и, безусловно, московские власти примут самое непосредственное участие в этом вопросе. Сейчас малообеспеченные граждане получают субсидии, если доля расходов на оплату услуг ЖКХ в семейном бюджете превышает 22 процента. Как это будет решаться с учетом новых реалий – пока вопрос времени. По ряду данных, в целом по России население сейчас реально оплачивает порядка 60 проц рыночной стоимости ЖКХ. Значит, с момента введения полной оплаты многим из нас придется платить эти услуги практически вдвое больше, чем сейчас. Хотя в ряде регионов уровень реальной оплаты ЖКХ уже в 2004 г приблизился к 80-90 проц.

Впрочем, вице-мэр столицы Валерий Шанцев недавно обозначил и так называемую "границу богатства", выше которой начинается оплата жилищно-коммунальных услуг по рыночным ценам. Эти меры коснутся тех, у кого доход на одного члена семьи будет таковым, что плата за квартиру не будет превышать 10 проц от него, заявил он. Остальные, как малоимущие, будут продолжать получать жилищные субсидии. Правда, это касается лишь социальной нормы жилья – за квартиру общей площадью 200 кв м город платить не будет. Владелец такой жилплощади считается богатым, поскольку при необходимости может продать ее и купить себе жилье по карману.

В любом случае, чтобы осуществить в 2008 г запланированный переход к полной оплате ЖКХ из кармана граждан, подготовку к нему надо осуществлять уже сейчас. Кроме мер по повышению зарплат, содействию малому бизнесу, поощрению работы управляющих компаний, необходимо предусмотреть еще много нюансов. К примеру, уже сейчас надо устанавливать счетчики воды и тепла в каждой московской квартире, отметила И.Рукина. Это поможет людям, не имеющим возможности платить за ЖКХ слишком много, иметь представление о том, какое количество того или иного "коммунального блага" они уже потратили, и, исходя из этого, учиться жить в режиме экономии. Что же касается пенсионеров, то, по рекомендациям Международной организации труда /МОТ/, пенсия должна быть не ниже 30-40 проц от средней зарплаты. Поскольку средняя зарплата по Москве сейчас составляет 10-12 тыс рублей, пенсии необходимо привести в соответствии с международными стандартами, считает представитель Мосгордумы. И только после принятия всех этих мер можно будет заставлять людей самостоятельно оплачивать хотя бы часть от будущей стоимости коммунальных услуг.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала