Рейтинг@Mail.ru
Цены на бензин продолжают падать, насколько хватит административного ресурса? - 04.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Цены на бензин продолжают падать, насколько хватит административного ресурса?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за неделю с 31 января по 6 февраля 2005 г снизились на 0,1 проц. Об этом сообщила во вторник Федеральная служба государственной статистики /Росстат/.

Средние цены на бензин марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных им, марок АИ-95 и выше снизились на 0,1 проц. Средние цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им, а также на дизельное топливо не изменились. Средняя по стране потребительская цена бензина за рассматриваемый период уменьшилась с 13,51 руб/л до 13,5 руб/л. Бензин марок А-76, АИ-80 и т п оставался в цене 12,22 руб/л, марок АИ-92, АИ-93 и т п - подешевел с 14,08 руб/л до 14,06 руб/л, марок АИ-95 и выше - подешевел с 15,21 руб/л до 15,2 руб/л. Дизельное топливо стоило в среднем 12,93 руб/л.

Снижение средних цен на бензин отмечалось в 15 центрах субъектов РФ. Самым существенным его темп оказался в Курске - 5,6 проц. В 65 центрах субъектов РФ средние цены на бензин не изменились. Повышение цен на бензин отмечалось в 9 центрах субъектов РФ, наибольший его темп зафиксирован в Воронеже - 3,4 проц.

Таким образом, снижение цен в среднем по России несколько напоминает среднюю температуру по больнице из известного анекдота. И, конечно же, оно не отразилось на кошельке автомобилистов Москвы и Санкт-Петербурга. Средняя цена на бензин в Москве на 7 февраля 2005 г составляла 13,84 руб/л, в том числе марок А-76, АИ-80 и т п - 13,05 руб/л, марок АИ-92, АИ-93 и т п - 14,11 руб/л, марок АИ-95 и выше - 15,11 руб/л, на дизельное топливо - 13,22 руб/л. Средние цены в Санкт-Петербурге составляли соответственно 13,72 руб/л, 12,34 руб/л, 14,38 руб/л, 15,37 руб/л, 13,19 руб/л.

Напомним, что по данным Росстата в среднем по России автомобильный бензин в январе также подешевел на 1,6 проц. Учитывая то, что за весь 2004 г моторное топливо подорожало в среднем на 33,6 проц, возникает закономерный вопрос. Чем обусловлено снижение? С одной стороны, свою роль играет сезонный фактор. Традиционно в зимний период на топливном рынке наблюдается удешевление бензина, но наступившая весна сводит все это на нет. В то же время, в последнее время существенно усилилось давление на "бензиновых королей" со стороны антимонопольного ведомства. По мнению руководителей Федеральной антимонопольной службы /ФАС/, в росте цен на бензин виноваты монополии. Проверки, проведенные в конце 2004 г, показали наличие ценового сговора производителей бензина и ГСМ, заявил вице-премьер Александр Жуков. Однако он отметил, что, несмотря на абсолютно однозначные результаты проверок, доказать нарушение по действующему законодательству трудно, а, если даже это удастся, то штрафные санкции для нарушителей будут невелики. Сейчас самый большой штраф, применяемый к нарушителям, составляет лишь 15 тысяч долларов.

По мнению вице-премьера, единственно правильным механизмом рыночной экономики по борьбе с необусловленным ростом цен на бензин является "борьба с монополистами". Свои меры должна принять, прежде всего, ФАС. Необходимо ужесточить меры антимонопольного регулирования, чему, в частности, должен способствовать недавно одобренный правительством законопроект "О защите конкуренции". Если этот законопроект будет принят, штрафные санкции могут достигать до 2 процентов от оборота компании. По данным А.Жукова, это соответствует мировой практике, где "монополисты очень сильно боятся антимонопольной службы". Он заявил, что данный законопроект должен быть внесен в Госдуму до 1 марта, однако получить одобрение депутатов будет совсем непросто. У документа уже немало противников, лоббирующих интересы нефтеперерабатывающей отрасли. Поэтому вице-премьер призвал представителей профсоюза поддержать законопроект соответствующими акциями.

Эта просьба явно была услышана. Рекордный рост цен на топливо уже заставил российских автолюбителей пойти на крайние меры. В конце прошлой недели по всей стране прошли массовые митинги, в ходе которых водители призвали чиновников навести в отрасли порядок. Только в Москве на Горбатом мосту рядом с Домом правительства на улицу вышли около 400 человек. Многие считают, что это лишь начало грандиозной всероссийской акции протеста, сопоставимой по своим масштабам с выступлениями против монетизации льгот.

Государство намерено в ближайшее время приступить к серьезной борьбе с нарушителями антимонопольного законодательства на бензиновом рынке. Прошлогодний рост цен, по мнению А.Жукова, является "очень тревожной тенденцией, поскольку он в дальнейшем приводит к росту цен на все остальные товары". Это, в свою очередь, негативно скажется на росте инфляции, все дальше отодвигая нас от запланированного правительством на 2005 г показателя 8,5 проц. Поэтому, возможно, законопроект "О защите конкуренции" – лишь "первая ласточка", за которой последует целый ряд жестких мер, больно бьющих по "нефтяным магнатам". И не исключено, что основой для принятия таких мер станут те самые массовые народные волнения из-за высоких цен на бензин, о которых говорилось выше. Тогда отрасль практически перейдет на ценообразование под контролем государства и снижение цен будет продолжаться.

Впрочем, возможно, что производители просто стараются держать слово, данное президенту. Все помнят, что после декабрьской встречи с главой государства президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов дал указание снизить розничные цены на бензин и дизельное топливо на 5 проц. Следом за "ЛУКОЙЛом" последовали и другие компании, в результате чего стоимость бензина начала несколько снижаться. Но вряд ли это влияние, не подкрепленное какими-либо реальными мерами, сохранится надолго. Дело в том, что цены на бензин определяются многими факторами. Прежде всего, это высокая стоимость нефти на мировых рынках. Нефтяникам выгодно не развивать перерабатывающую отрасль внутри страны, а экспортировать низкокачественный продукт за рубеж. Следовательно, на внутреннем рынке возникает определенная нехватка топлива. Из-за недостаточно развитых технологий по переработке нефтепродуктов себестоимость литра готового продукта гораздо выше, чем при использовании передовых методик.

Бороться же с чрезмерным экспортом можно путем введения высоких пошлин на вывоз сырой нефти и ее полуфабрикатов. В то же время считается, что увеличение экспортных пошлин вынуждает нефтяников дополучать прибыль внутри страны за счет увеличения цен на бензин. Кроме того, на рост цен влияет и налог на добычу нефти /НДПИ/. Он напрямую привязан к мировым ценам на нефть, которые постоянно растут. Добавим, что с 1 января 2005 года базовая ставка НДПИ увеличивается с 347 руб за тонну до 419 руб. Ясно, что за этим должен последовать дальнейший рост цен.

Один из экспертов рынка, пожелавший остаться неназванным, сообщил ПРАЙМ-ТАСС, что в течение года ожидает роста цен на бензин. По его мнению, этот рост обусловлен тем, что с наступлением нового года на топливном рынке ничего не изменилось. Механизмы ценового регулирования остались прежними, цены на нефть на внешнем рынке по-прежнему высокие и никаких предпосылок к их снижению не наблюдается. В прошлом году при все тех же объективных условиях бензин стабильно и регулярно дорожал. Поэтому никаких объективных предпосылок текущего снижения бензиновых цен нет, а, значит, следует ожидать, что оно имеет весьма скоротечный характер.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала