Киотский протокол, призванный сократить выброс природных газов в атмосферу, сегодня вступает в силу. "Протокол был подписан 159-ю странами в 1997 году в японском городе Киото", - напомнил глава Росгидромета Александр Бедрицкий, принимавший участие в международных переговорах. Основные обязательства по уменьшению эмиссии парниковых газов взяли на себя индустриальные страны. По сравнению с 1990 г страны ЕС должны сократить выбросы на 8 проц, Япония и Канада - на 6 проц, страны Восточной Европы и Прибалтики - на 8 проц.
Этот документ, направленный на борьбу с глобальным потеплением, был подписан 159-ю странами в древней столице Японии Киото в 1997 г. Согласно протоколу, 39 промышленно развитых стран мира обязаны сокращать выбросы углекислого газа и пяти других веществ, присутствие которых в атмосфере влияет на изменение климата на планете. Развивающиеся страны не брали на себя аналогичных обязательств. При этом для вступления договора в силу было необходимо, чтобы его ратифицировали не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990г. приходилось не менее 55 проц мировых выбросов. И такой минимум был достигнут лишь благодаря России, которая осенью 2004 г ратифицировала Киотский протокол.
Судьба протокола оказалась под большим вопросом из-за бойкота, который объявили ему Соединенные Штаты. Эта страна, являющаяся основным поставщиком вредоносных выбросов в атмосферу, отказалась присоединиться к протоколу, мотивируя это тем, что он не отвечает ее экономическим интересам. "Президент /США/ принимает решения, исходя из высших интересов американского народа", - заявил в этой связи пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан. Американские предприниматели опасаются, что ужесточение экологических стандартов потребует от них крупных затрат и затормозит темпы роста экономики. Кроме того, они считают несправедливым положение протокола, которое освобождает от этих требований развивающиеся страны. США несут ответственность за выпуск в атмосферу 36 проц "парниковых газов", занимая по этому показателю первое место в мире. Китай, Индия и Австралия также отказались от принятия документа.
Таким образом, его вступление в силу зависело лишь от России, чья доля выбросов в атмосферу составляет 17,4 проц. Наше согласие фактически дало документу право на жизнь. При этом ряд экспертов отмечает, что при принятии этого важного как для страны, так и для всего мира решения, немалую роль сыграли внешнеполитические факторы. В частности, такой шаг был необходим для того, чтобы восстановить репутацию России на международном уровне, изрядно пострадавшую из-за ряда политических реформ, начатых после трагедии в Беслане. Речь идет, прежде всего, об отмене института выборности губернаторов, которую Запад расценил как серьезный шаг России назад к тоталитаризму и диктатуре.
Экономические же плюсы и минусы, которыми ей "светит" принятие Киотского протокола, Россия обсуждала не один год. При этом у протокола имелись как сторонники, так и ярые противники. Например, А.Бедрицкий считает, что протокол выгоден России, поскольку "является стимулом для внедрения новых технологий, позволяющих и сберечь ресурсы, и сократить выбросы". Кроме того, по оценкам экспертов, за пять лет после ратификации Киотского протокола инвестиции в экономику России могут составить порядка 50 миллиардов долларов. Более того, многие эксперты считают, что ратификация Киотского протокола может быть выгодна России, так как из-за спада нашей промышленности реальные выбросы оказались намного меньше выделенных нам квот, а значит, появилась возможность этими квотами торговать. Деньги же от продажи квот должны пойти на экологические проекты и внедрение энергосберегающих технологий.
В то же время лагерь противников Киотского протокола весьма велик и выдвигает немало возражений против его принятия. Наиболее ярым и последовательным противником ратификации документа является советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. В день вступления протокола в силу он провел пресс-конференцию, на которой в очередной раз обозначил свое отношение к самой идее "киотизма". Сославшись на данные докладов, подготовленных рядом российских и западных институтов, А.Илларионов заявил, что ратификация Киотского протокола нанесет экономике как России так и всего мира непоправимый ущерб.
Он озвучил данные, красноречиво подтверждающие этот вывод. В частности, по его оценкам, прогноз мирового ВВП на душу населения к 2050 г без учета киотских ограничений составляет 35-36 тыс долл США по паритету покупательной способности /ППС/ в ценах 1999 г. С учетом же этих ограничений мировой ВВП на душу населения к этому же сроку вырастет не выше, чем до 11-12 тыс долл США. Абсолютный уровень мирового ВВП по данным советника президента демонстрирует аналогичную картину. Прогноз мирового ВВП без учета киотских ограничений к 2050 г составляет 310-320 трлн долл США по ППС в ценах 1999 г. С учетом Киото эта цифра составит 100-110 трлн долл США. "Недобор" приблизительно в две трети возможных объемов роста - это и есть та цена, которую весь мир заплатит за ратификацию "античеловеческих" Киотских соглашений, резюмировал А.Илларионов. На России же, по его словам, документ скажется наиболее губительно. К 2050 г размеры российского ВВП будут сокращены на 90 проц по сравнению с тем, каким они должны быть с учетом удвоения этого показателя каждые 10 лет, как это планировалось правительством.
Однако, по его словам, этот прогноз рассчитывался с учетом того, что ограничения на эмиссию по Киотскому протоколу до 2050 г не подвергнутся изменениям. Но сейчас налицо другая тенденция к ужесточению ограничений на вредные выбросы. В последнее время все чаще раздаются обвинения в адрес чрезмерной мягкости норм Киотского протокола и призывы перейти к соглашениям, более жестко ограничивающим выбросы. Правда, при ратификации документа Госдумой было принято заявление, где указывалось, что Россия отдает себе отчет в возможных негативных последствиях такого шага и сохраняет право выйти из Киото после прохождения первого этапа действия протокола. Но, во-первых, документ предусматривает, что Россия и Украина в первый период действия протокола могут сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 г, а во-вторых, выйти из любого международного соглашения куда труднее, чем в него вступить. Партнеры России по соглашению могут пойти на различные экономические, финансовые и политические карательные меры, чтобы припугнуть "дезертиров".
Обвинив Киотский протокол в схожести с идеологиями коммунизма и нацизма, А.Илларионов заметил, что наша страна приняла его исключительно из-за небывалого по масштабам давления извне и беспрецедентного лоббирования внутри высших политических кругов. В лоббизме, противоречащем национальным интересам, он обвинил, прежде всего, РАО "ЕЭС России" и Минэкономразвития, которое "проталкивает интересы своих друзей и коллег из РАО ЕЭС". Впрочем, он отметил, что отношение людей к Киотскому протоколу уже меняется. Они начинают понимать, что "киотизм" несет России, как и другим развивающимся странам существенные ограничения, которые будут иметь для их экономик далеко идущие последствия. "Одной из своих задач на посту советника президента я вижу борьбу с выполнением Россией обязательств по Киотскому протоколу", - подчеркнул А.Илларионов. По его словам, рано или поздно Россия обязательно выйдет из Киотского протокола и откажется от обязательств, взятых на себя в соответствии с этим соглашением.