Министерство финансов РФ завершает в настоящее время подготовку необходимых процедур для инвестирования средств стабилизационного фонда в высококлассные активы, которые позволят сохранить фонд будущих поколений с минимальными рисками. Об этом говорится в сообщении Минфина. Закон о стабфонде разрешает размещать его средства в объеме неснижаемого остатка 500 млрд руб исключительно в высококлассные казначейские обязательства стран с наиболее развитыми и устойчивыми экономиками.
Эти казначейские обязательства можно приобрести только за валюты соответствующих стран. Поскольку за последний год рубль значительно укрепился, в настоящее время на одинаковую сумму средств стабилизационного фонда можно приобрести казначейских обязательств класса ААА больше, чем например, в начале года. То есть, если для покупок внутри России существует инфляция, то для приобретений вне России происходит обратный процесс /дефляция/.
Минфин не преминул опровергнуть вчерашнее сообщение Счетной палаты о том, что потери средств стабфонда РФ от инфляции за 2004 год составили около 23 млрд руб, так как в указанный период размещение средств не производилось в связи с тем, что в указанный период не были разработаны необходимые нормативные акты. Обнародование этих данных финансовое ведомство сочло проявлением некомпетентности. "Рассуждать о потерях стабфонда от инфляции - по меньшей мере, проявить некомпетентность в вопросах понимания задач стабфонда, текущей макроэкономической ситуации", говорится в сообщении министерства. По мнению Минфина, выводы Счетной палаты о потерях от инфляции свидетельствуют о недостаточном знании законодательства о стабфонде и макроэкономической ситуации.
Закон о стабфонде запрещает расходовать средства неснижаемого остатка внутри России иначе, чем инвестировать в высококлассные активы западных стран. Это связано не только с заботой о будущих поколениях. Помимо этой, без сомнения благородной, миссии, задача стабфонда – защищать российскую экономику от инфляции в связи с временным максимальным притоком нефтедолларов. На данный момент средства стабфонда хранятся не в рублевых активах, а в резервах Центробанка, которые с прибылью размещаются в золотовалютных резервах. В соответствии с законом о Центробанке, по итогам года 80 проц этой прибыли перечисляется в доходы бюджета. Объем средств Стабилизационного фонда РФ по состоянию на 1 февраля 2005 года составил 647,2 млрд руб.
Между тем, в последнее время все чаще раздаются предложения использовать эти деньги на те или иные цели вместо того, чтобы хранить мертвым грузом в "закромах родины". В частности, недавно достоянием общественности стал проект альтернативного использования стабфонда, подготовленный аппаратом правительства. В частности, чиновники предлагают с целью ускорения экономического развития снизить НДС до 13 проц, погасив при этом бюджетный дефицит деньгами из неприкосновенной заначки государства. Кроме этого, Минэкономразвития и Минпромэнерго в свое время уже предлагали использовать средства стабфонда на инфраструктурные и инновационные проекты. Ряд экспертов оценивают это предложение как не лишенное здравого смысла, полагая, что развитие высокотехнологичных отраслей послужит на благо будущих поколений гораздо больше, чем хранение госрезерва в фондах с низким риском, но минимальной доходностью.
Оригинальный способ обратить "без дела лежащие" деньги во благо россиян предлагали и строительные ведомства. В частности, недавно руководитель Росстроя Владимир Аверченко предложил депутатам Госдумы развивать за их счет строительство доступного жилья. По его мнению, это единственно реальный способ решить жилищные проблемы более чем 28 млн российских семей. Впрочем, эксперты отнеслись к этой идее без особого энтузиазма, отметив, что, если бы деньги стабфонда можно было тратить, им бы нашлось более важное применение, например, финансирование армии и оборонного заказа. Подобные предложения не имеют ничего общего с реальной жизнью и носят популистский характер, отмечают аналитики.
Неприкосновенный запас страны не дает покоя многим. То и дело предлагается использовать его на выплаты льготникам в качестве денежных компенсаций за утраченные привилегии, а также на повышение пенсий и социальных пособий. Однако социалистический вариант – взять и поделить на всех – большинство экономистов и представителей власти отвергают. Одна-две тысячи долларов на руки каждому россиянину – не та мера, которая способна оздоровить нашу экономику. В этом случае деньги по большей части были бы потрачены впустую и за счет увеличения спроса спровоцировали бы лишь еще один скачок инфляции.
Впрочем, все эти поползновения – не более чем мечты. На страже средств стабфонда зорко стоит Министерство финансов во главе с Алексеем Кудриным. По его мнению, разбазаривание этих денег может привести к негативным макроэкономическим последствиям. Средства из всенародной копилки можно использовать лишь на погашение внешнего долга, и то не все, а лишь те, что превышают сумму в 500 млрд рублей. Эти 500 млрд руб, по мнению главы Минфина, тратить ни в коем случае нельзя, поскольку именно они призваны спасти бюджет при катастрофическом падении нефтяных цен.
В своем стремлении гасить внешний долг с помощью средств стабфонда, А.Кудрин заручился поддержкой главы государства. Недавно Владимир Путин заявил, что "экономически целесообразно разделаться с долгом как можно быстрее", поручив Минфину сделать для этого все необходимое. В настоящее время внешний долг России составляет 115 млрд долл, и большая его часть приходится на долги Парижскому клубу кредиторов. При этом, по словам А.Кудрина, стоимость обслуживания этого долга чрезвычайно высока – средний уровень ставки колеблется в пределах 7-13 проц. Недавно за счет средств стабфонда досрочно был погашен долг России перед МВФ, что позволило сэкономить на процентных платежах 204 млн долл. Получив заверения главы Минфина в том, что бюджет справится со всеми необходимыми социальными выплатами, президент согласился с подобным применением стабфонда. Поэтому, похоже, покуситься на неприкосновенный запас не удастся никому.
В то же время, Минфин не обнаружил каких-либо нарушений при нынешнем использовании средств стабилизационного фонда. "Стабилизационный фонд используется в строгом соответствии с законом и никаких нарушений, даже минимальных, несоответствия нормативным актам нет", - заявил сегодня А.Кудрин. Он отметил, что Минфин России, занимаясь управлением средствами стабфонда, исходит из максимальной выгоды для России. "Анализируя сценарий использования фонда, министерство действует с максимальной выгодой. Это мы сможем доказать всем, в том числе и проверяющим организациям", - заверил министр.