"Первые месяцы 2005 г. оказались откровенно слабыми для российской экономики, однако в конце квартала наметились признаки преодоления стагнации.
"Допинг" рекордных мировых цен на энергоресурсы пока поддерживает относительно стабильные темпы экономического роста, но его эффективность снижается. Несмотря на повышение среднегодовой цены Urals в 2004 г. примерно на $7 по сравнению с 2003 г., темпы роста ВВП замедлились с 7,3% до 7,1%, эта же тенденция продолжилась и в 1 кв. 2005 г.
Резкий рост потребительских цен в 1 кв. 2005 г. "поставил крест" на официальных прогнозах правительства по удержанию инфляции на уровне 8,5% /и, скорее всего, даже пересмотренных 10%/ по итогам года.
В обзоре приведены разработанные нами сценарные прогнозы российской экономики в зависимости от мировых цен на нефть. В базовом сценарии мы ожидаем постепенного замедления темпов роста ВВП – с 6,2% в 2005 г. до 5,8% в 2008 г. При этом темпы инфляции также будут постепенно снижаться – с 12% в 2005 г. до 7,5% в 2008 г.
Мы оцениваем перспективы российской экономике несколько более оптимистично, чем последние прогнозы Минэкономразвития и МВФ, поскольку считаем, что экономический рост поддержат благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков и сильный потребительский спрос, стимулируемый увеличением бюджетных расходов на зарплаты и пенсии наименее обеспеченных социальных групп, а также развитием рынков потребительского и ипотечного банковского кредитования.
Вместе с тем ряд негативных факторов будет вызывать постепенное замедление темпов экономического роста:
- отсутствие четких приоритетов в экономической политике правительства /в том числе в плане диверсификации экономики, преодоления ее сырьевой зависимости, создания финансовой и технологической базы для устойчивого экономического развития/;
- снижение конкурентоспособности российских товаров по сравнению с импортом на фоне растущих доходов потребителей;
- относительно высокий уровень инвестиционных рисков, не позволяющий обеспечить необходимую динамику инвестиций для модернизации основного капитала предприятий, не относящихся к экспортно-сырьевому сектору.
По итогам 2005 г. мы ожидаем некоторого сокращения оттока капитала /до $8-9 млрд. с $9,4 млрд. в 2004 г./. Дальнейшая динамика движения капитала будет определяться, прежде всего, сигналами со стороны правительства относительно курса экономической политики, предсказуемости применения правовых норм и защиты прав собственности, как для российских, так и для иностранных инвесторов.
Политика ФРС в отношении темпов повышения процентных ставок может существенно повлиять на доходность российских еврооблигаций /индикатор безрисковой процентной ставки дисконтирования для российского рынка акций/, а тем самым – и на справедливую стоимость акций российских эмитентов. В базовом сценарии мы ожидаем повышения процентной ставки ФРС до 4% годовых к концу 2005 г. и роста доходности еврооблигаций Россия-30 до 6,8-7% годовых, что может стать сдерживающим фактором для роста российского фондового рынка.
В то же время, на наш взгляд, на фоне сильного торгового баланса и профицита федерального бюджета, относительно низкой долговой нагрузки госсектора, укрепления национальной валюты и инвестиционного суверенного рейтинга от тройки ведущих международных агентств – Россия при любом из рассмотренных нами сценариев сохранит инвестиционную привлекательность по отношению к группе развивающихся рынков в целом".