О необходимости модернизации российской экономики и переводе ее на инновационные рельсы сказано уже немало. Обоснования для такого шага лежат, что называется, на поверхности. После распада СССР большинство научных разработок, базировавшихся на тесном взаимодействии с военно-промышленным комплексом /ВПК/, утратили государственное финансирование и "приказали долго жить". "Гражданская" же наука была развита недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию с быстро раскручивающимися бизнес-проектами, обещающими немедленную прибыль. В результате Россия целиком "сползла" на "сырьевой" принцип пополнения бюджета – за счет экспорта нефти, газа, металлов и другого сырья.
Конечно, территория нашей страны огромна, и полезных ископаемых у нас немало. Но их количество отнюдь не беспредельно – по оценкам ряда ученых, разведанных на сегодня запасов сырья хватит в среднем на 30-40 лет. Для дальнейшей разработки и разведки месторождений нужны средства, технологии, время. Кроме того, ценовая конъюнктура на ту же нефть далеко не постоянна. Сейчас мы живем в период благоприятных нефтяных цен, наступивший несколько лет назад. Однако многие эксперты предрекают, что скоро ситуация изменится, хотя на данный момент не видят объективных предпосылок для удешевления нефти на мировых рынках. Последствия этого удешевления известны и предсказуемы. Все помнят печально известный дефолт 1998 г, во многом обусловленный именно падением цен на энергоносители в мире. Последующий же экономический рост связан с новым скачком цен, который /если не брать во внимание временные спады/ продолжается до сих пор. Впрочем, при сохранении нынешних тенденций темпы роста ВВП будут падать и при благоприятном ценовом тренде. Ряд экономистов предсказывает, что в этом случае рост ВВП составит всего 2-3 проц в год уже через несколько лет.
Разумеется, страна, победившая во Второй мировой войне, имеющая огромный ресурсный, человеческий и интеллектуальный потенциал и, несмотря на определенное ослабление после распада СССР, продолжающая играть ведущую роль на мировой арене, не должна мириться с ролью "сырьевого придатка" индустриальных держав. Сегодня Россия ищет пути для того, чтобы занять подобающее место в мировом экономическом пространстве. Создание Стабилизационного фонда несколько снизило сырьевую зависимость, однако не стало панацеей. Логичным шагом является прорыв в сфере высоких технологий, который необходимо совершить в ближайшее время. О необходимости этого говорил президент Владимир Путин, посещая Новосибирский Академгородок и во время открытия Ганноверской ярмарки. Тогда глава государства напрямую заявил о заинтересованности власти в инновационном сценарии развития экономики России.
О конкретных шагах в этом направлении говорили сегодня участники конференции под названием "Придет ли инновационная экономика на смену "нефтяной игле", организованной Ассоциацией менеджеров. В ней приняли участие представители власти, научного и бизнес-сообщества. Не секрет, что сегодняшнее положение России не слишком благоприятствует инновационному прорыву. По оценкам ООН, Россия не входит даже в двадцатку высокотехнологичных стран. Между тем, страны, являющиеся сегодня признанными мировыми лидерами, взяли на вооружение именно инновационную стратегию развития. И даже Китай, начавший активно "вливаться" в мировую экономику лишь 10-15 лет назад, добился на этом пути впечатляющих успехов. На его долю, по данным, озвученным участниками конференции, сейчас приходится 6 проц мирового рынка наукоемкой продукции. Для сравнения, доля всех развитых стран Евросоюза составляет 20 проц, а России – всего 0,3 проц. Доля же наукоемкого производства, сосредоточенного на территории Китая, выше чем в США и Европе, и составляет более 30 проц от всего объема промышленного производства, а это говорит о высоком потенциале дальнейшего роста.
Что же мешает России добиться столь же значительного успеха? Во-первых, неумение использовать колоссальный потенциал ВПК и интеллектуальный ресурс, который был сосредоточен в этой сфере. По оценке Всемирного банка, около 1 млн специалистов, умеющих проводить инженерные работы и исследования самого высокого уровня, заняты сейчас низкоквалифицированным трудом, чтобы прокормить себя и свою семью. А ведь тот же Китай испытывает значительную нехватку квалифицированных кадров, и зачастую китайцы нанимают специалистов из России. Во-вторых, мешает сформировавшаяся в обществе рентная психология, когда люди считают, что государство им "должно" только за то, что они живут в этой стране. Чего стоит, например, предложение разделить "сверхдоходы нефтянки" на каждого гражданина России, нашедшее отклик у многих россиян. Третье – исторически сформировавшийся глубокий провал между наукой и коммерцией, мешающий эффективной "продаже" технологических достижений для практического использования. И, главное, отсутствие единой государственной поддержки модернизации экономики.
Первое, что необходимо для того, чтобы изменить ситуацию – приток инвестиций. По оценке, приведенной в докладе директора технопарка "Курчатовский" Бориса Стависского, общий объем инвестиций в High Tech в мире составил только в 2003 г 900-1700 млрд долл. Львиную долю этих денег Запад готов вложить в развивающиеся экономики, но только в те, которые принесут "на выходе" максимальную прибыль. Значит, борьбу за инвестиции выиграет тот, кто раньше модернизирует экономику и перейдет к информационному обществу.
Что нужно сделать России, чтобы стать первой? По словам директора Департамента стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи Олега Бяхова, чисто рыночными мерами дисбаланс нашей экономики исправить нельзя. Необходима промышленная политика, основа которой – переход от государственного администрирования к государственно-частному партнерству наряду с государственной поддержкой профилирующих образовательных и исследовательских центров.
Впрочем, не только западные инвестиции помогут вывести нашу экономику на новый уровень. По мнению многих экспертов, инвестировать в высокотехнологичные проекты вполне способны и отечественные сырьевые гиганты. Как уже говорилось, их дальнейшая судьба тесно связана с разведкой и разработкой месторождений полезных ископаемых, а здесь будущее за инновационными технологиями. Пока же у российских компаний нет комплексного заказчика на внутреннем рынке, отметил генеральный конструктор концерна Научный центр Геннадий Красников. Чтобы заставить "сырьевиков" вкладываться в будущее, он предлагает создать за счет отчислений от их доходов фонд развития энергосберегающих технологий. Такая необходимость обусловлена тем, что в российских условиях на осуществление тех же процессов требуются куда большие затраты энергии, чем в других странах. Причина этого – холодный климат и несовершенство технологий. В результате же "на выходе" мы получаем затратную, а поэтому заведомо неконкурентоспособную продукцию. Конечно, полностью от нефти, газа и другого сырья уйти нельзя, да и не нужно, но это та база, которую мы можем использовать для модернизации экономики. Пока прогнозы роста экспорта не слишком оптимистичны. Например, в 2004 г экспорт российских программных продуктов в денежном эквиваленте составил 700 млн долл, а к 2010 г можно рассчитывать на 10 млрд долл. Такие темпы роста экспорта отрасль показывает без особой поддержки государства.
Между тем, господдержка имеет для IT первостепенное значение, особенно в части налоговой политики. По данным Г.Красникова, индийские компании, активно работающие на международном рынке, отчисляют по всем налоговым выплатам лишь 5-7 проц от суммы выручки. У нас же компания, являющаяся резидентом РФ и ведущая честный бизнес, должна отдать 50 проц прибыли в качестве налогов. Это является основной причиной ухода российских компаний в оффшорные зоны и минимизации, таким образом, выплат в бюджет нашей страны.
Здесь стоит вспомнить историю с обсуждением закона об особых экономических зонах, который до сих пор не принят. Вокруг закона "ломают копья" два противоборствующих лагеря. Его идейный вдохновитель – глава Минэкономразвития Герман Греф, утверждающий, что принятие закона станет важным шагом на пути к инновационной экономике. Глава Минфина Алексей Кудрин возражает против закона, предусматривающего налоговые льготы для высокотехнологичных зон, аргументируя это тем, что такие зоны – далеко не единственный путь для притока инвестиций. Получается, что судьба важного для страны закона находится в руках двух противоборствующих ветвей власти, и от того, достигнут ли они компромисса, зависит, когда и в каком виде будет принят документ.
К задачам государства относятся также защита прав зарубежных кредиторов. После "дела "ЮКОСа" многие из них сомневаются в сохранности вложенных в российскую экономику денег. Они изрядно напуганы противоречиями между высказываниями В.Путина о недопустимости необоснованных претензий к бизнесу и реальными налоговыми проблемами, возникающими у крупных компаний. Правда, эти дела пока не развиваются в столь же негативном ключе, но настроение инвесторам портят изрядно. Вопрос этот необходимо решать. Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов уже высказался, что определение "налоговый терроризм", данное в послании президента к Федеральному Собранию, относится к компании "ЮКОС". По его словам, "суды могут освободить от налогового терроризма двух граждан /Михаила Ходорковского и Платона Лебедева – прим. ПРАЙМ-ТАСС/, которые находятся под следствием; это было бы в полном соответствии с посланием президента".
Отдельный вопрос – кадровый, и без содействия государства здесь также не обойтись. Поколение тех, кто получил высококачественное техническое образование во времена Советского Союза, стареет, а их смена предпочитает работать на Западе. Молодежи необходимо дать стимулы для занятия наукой у себя на родине, а с теми, кто уехал и реализовался за границей, нужно устанавливать связи для дальнейшего взаимовыгодного партнерства. В этом ключе показателен индийский опыт. Индия поддерживает тесные связи со своими специалистами, работающими за рубежом, благодаря чему заключается немало выгодных контрактов. Также High Tech отрасль ощущает нехватку квалифицированных маркетологов, способных правильно и выгодно продать ее продукцию. Во времена плановой экономики заказчик у ВПК был один – государство, и контактами с ним занималось первое лицо предприятия. Сейчас же, в условиях рынка, заказчика нужно искать, и подготовка специалистов в этой области является важной задачей.
"Если бы климат России позволил нам так же дешево выращивать бананы и успешно торговать ими, как это делают страны Латинской Америки, вопрос, обсуждаемый сегодня, не стоял бы для России столь остро", - отметили участники конференции. Однако при имеющихся условиях ставка на развитие интеллектуальной составляющей – единственно возможный вариант не деградировать окончательно, оправдав тем самым пессимистичные прогнозы ряда аналитиков. В таких прогнозах сказано, что через 40-50 лет в России останется всего 50 млн жителей, которые будут заняты в сфере услуг и обслуживания иностранных компаний, выкачивающих российскую нефть. О том, что будет со страной, если сырье закончится, не сказано ничего, но предугадать дальнейший ход событий нетрудно. Чтобы "сырьевой сценарий" не привел к такому печальному исходу, необходимо создавать альтернативную индустрию, для чего у нас осталось всего несколько лет, резюмировали докладчики.