Рейтинг@Mail.ru
Как развить добычу нефти на российском шельфе и не отдать его иностранцам - 03.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Как развить добычу нефти на российском шельфе и не отдать его иностранцам

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Уже не вызывает споров утверждение, что Россия является одним из крупнейших мировых поставщиков сырья, и данная тенденция сохранится, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Можно спорить о том, насколько выгоден для нашей страны сырьевой путь развития экономики, однако на сегодняшний день это реальность, с которой особо не поспоришь. Российский сырьевой экспорт является одним из основных источников развития отечественной экономики в целом, пополнения "подушки безопасности" в виде стабилизационного фонда и средств, идущих на социальные программы. И это богатство, доставшееся нашей стране на зависть Западу, необходимо использовать с выгодой для себя. Эту проблему, в частности, обсуждали на заседании Межведомственной комиссии по шельфу /МВК/, созданной для реализации предложений Минприроды по развитию нефтедобычи в "экстремальных" районах России.

Многие эксперты отмечают снижение добычи полезных ископаемых в России за последние годы. Так, по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, в 2005 г объем нефтедобычи в России составит 475 млн тонн, что ниже первоначального прогноза на 10 млн т. Запасы уже открытых месторождений истощаются – это, в первую очередь, касается Западной Сибири и Урало-Поволжья. Как заявлял руководитель Роснедр Анатолий Ледовских, выработанность запасов в этих регионах составляет 45-70 проц. Эксперты дают разные прогнозы, когда именно наступит критический уровень исчерпания запасов углеводородов. В среднем из этих прогнозов можно сделать вывод, что для поддержания и дальнейшего развития экономики нефтяных запасов нам хватит еще на 25-30 лет, а газовых – на 60-70. Однако начало "углеводородной недостаточности" многие относят уже к 2012-2015 гг. Разумеется, эти выводы носят характер предположений, однако сделаны они на основании анализа тенденций в добывающей отрасли и могут быть откорректированы в ту или иную сторону, если вектор развития отрасли со временем изменится.

О причинах этого снижения ПРАЙМ-ТАСС уже писал. Это и несовершенство геологоразведки, и неразвитость системы трубопроводов, и печально известное "дело "ЮКОСа", заставившее былого нефтегиганта снизить темпы добычи, и многое другое. Сокращение добычи напрямую повлияет на сокращение объемов экспорта сырья. В этой связи перед экономическими властями остро встает перспектива разработки континентального шельфа. Известно, что на шельфах во всем мире сосредоточены немалые запасы углеводородов. По данным Минприроды, континентальный шельф остается практически единственным в РФ нетронутым ресурсом, кроме, пожалуй, месторождений Восточной Сибири. Речь идет о 13 млрд тонн нефти и 20 трлн куб. метров газа, полагают в министерстве, – и это лишь те запасы, которые могут быть разведаны к 2020 г. При этом около 66,5 проц ресурсов приходится на шельфы северных морей - Баренцева и Карского.

Арктический шельф – вообще особый случай. По мнению многих экспертов, территория от Баренцева до Берингова моря перспективна с точки зрения возможности разведки там масштабных месторождений нефти и газа. Площадь континентального шельфа РФ - 6,2 млн кв км, из них около 4 млн кв км являются возможными кладовыми углеводородов. Но Арктический шельф одновременно и наименее изучен, со всех точек зрения. Его границы за пределами 200-мильной экономической зоны до настоящего времени не имеют юридического статуса – из-за недостатка геологических данных на ряд территорий шельфа претендуют Япония, Норвегия и Дания. Для уточнения границ Арктического шельфа России специально обученные геологи и геофизики даже проведут серию глубоководных взрывов. С их помощью впоследствии будет проведено картирование строения земной коры. Вопрос Арктического шельфа – еще и вопрос безопасности. Регион граничит с военными объектами, базирующимися на Кольском полуострове, и размещение военных объектов НАТО в непосредственной близости от наших границ в планы военного ведомства никак не входит.

Конечно, разработка несметных богатств требует и немалых затрат. По оценке главы Минприроды Юрия Трутнева, себестоимость добычи тонны нефти в Южном Каспии составляет 44 долл за 1 т, в то время как добыча на шельфе обходится в несколько раз дороже. На самом перспективном Арктическом шельфе себестоимость доходит до 170 долл за 1 т. Это связано с тем, что в данном регионе вести разработку месторождений можно не более пяти месяцев в году – все остальное время море сковано льдом. Кроме того, на побережьях арктических морей практически отсутствует береговая инфраструктура, практически нет транспортной системы. Не стоит сбрасывать со счетов и жесткие экологические требования – ведь любая авария при разработке месторождений нефти и газа в открытом море нанесет непоправимый удар по уникальной экосистеме Севера, причем последствия такого удара "аукнутся" не только нашей стране. У России пока нет достаточных ресурсов, чтобы вести разработку шельфов на уровне государства. Начав эти работы параллельно с Норвегией 20 лет назад, сейчас Россия значительно отстает от этой северной страны. Норвегия добывает в Северном море свыше 250 млн т углеводородов, мы же используем лишь шельф Сахалина, где в 2004 году было добыто около 2 млн т нефти, что составляет менее 0,5 проц от общей добычи в РФ.

Между тем, альтернативного источника энергии в мире пока нет, и в ближайшие десятилетия нефти и газу суждено остаться доминирующими энергоносителями на планете. России же необходимо воспользоваться своим "сырьевым преимуществом", чтобы на его основе развивать инновационные, высокотехнологичные отрасли экономики. По мнению многих аналитиков, это именно тот "трамплин", который поможет нам конкурировать с быстроразвивающимися экономиками Китая и Индии в борьбе за инвестиции и, в конечном счете, за экономическое процветание. В этой связи возникает довольно типичный для России вопрос - что делать? "Сидеть на сырье", не имея возможности полноценной разработки месторождений, или допустить к шельфу иностранные компании? Вопрос, безусловно, неоднозначный. С одной стороны, иностранцы имеют гораздо больше опыта и технических возможностей для разработки шельфов и их предложения гораздо дешевле и конкурентоспособнее, чем предложения отечественных разработчиков. С другой – желание государства не отдавать крупнейшие месторождения полезных ископаемых на откуп иностранцам вполне естественно. Например, такие страны, как Мексика, Кувейт, Саудовская Аравия вообще не допускают иностранцев к своим природным ресурсам.

Как найти наиболее приемлемый для России выход из этой проблемы? Весной этого года Минприроды предложило проект Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ до 2020 г и меры по воплощению этой стратегии в жизнь. Цифры, озвученные в этом документе, говорят сами за себя. Добыча нефти на континентальном шельфе РФ к 2010 г должна составить 10 млн т в год, к 2020 г – 95 млн т, добыча газа – 30 млрд куб м к 2010 г, 320 млрд куб м – к 2020 г. Но в настоящее время изученность шельфов – не более 9-12 проц, что, по мнению разработчиков стратегии, позволяет ожидать открытия там крупных месторождений нефти и газа. Однако там, где ожидается большая выгода, и вложения велики. Только бурение одной скважины, по оценкам экспертов, будет стоить около 50 млн долл. Согласно проекту Минприроды, ожидаемые затраты федерального бюджета на его реализацию составят 35 млрд руб. При этом иностранных инвестиций планируется привлечь куда больше - 70-110 млрд долл. Суммарный доход федерального бюджета за весь период реализации стратегии ожидается в объеме 100-130 млрд долл.

Этот же вопрос обсуждала и МВК. Как известно, стратегия Минприроды предполагает несколько мер, вызвавших споры в различных ветвях власти. Так, в качестве стимулирующих мер предполагается дифференцировать ставку налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ в зависимости от геологических и климатических условий разработки месторождений, отменить или снизить таможенные пошлины на оборудование, необходимое для работы в суровых условиях Арктики. Также Минприроды предложило создать национальную компанию по освоению и изучению ресурсов шельфов. У этой идеи нашелся противник в лице Г.Грефа, который заявил, что можно найти и другие механизмы, обеспечивающие прозрачность в освоении шельфа без посредничества гиперкомпании, которой будут переданы все полномочия. К тому же, Минэкономразвития опасается, что создание такой компании лишь подстегнет коррупцию. Однако, похоже, проблема разрешилась. Ю.Трутнев, возглавляющий МВК, заявил в ходе вчерашнего заседания комиссии, что руководство РФ в целом одобрило данную инициативу, равно как и проект стратегии. "На сегодняшний день наиболее важное направление работы – подготовка комплексного плана по реализации стратегии", - отметил он. Такой план Минприроды уже подготовило, дело осталось за малым – начать реализацию данного документа на практике.

На практике же большинство занимающихся этой проблемой склоняются к тому, что без иностранных инвестиций не обойтись. С одной стороны, иностранцы готовы вложиться в разведку столь перспективного месторождения. С другой – они не хотят "зарыть в шельф", пусть даже очень перспективный, огромные суммы без твердой уверенности в окупаемости вложений. Ведь работы на Арктическом шельфе России сопряжены с риском для инвесторов не только из-за сурового климата, нечетких границ и отсутствия инфраструктуры. Это преодолимо; по крайней мере, опыт аналогичных работ у иностранцев имеется. Государству достаточно лишь начать соответствующие работы, и бизнес тут же "придет на подмогу" со своими деньгами. Гораздо хуже отсутствие четко прописанных в законодательстве правил работы с иностранцами. Конечно, необходимо ликвидировать правовые пробелы. В частности, Минприроды предлагает разрабатывать шельфовые месторождения исключительно на условиях соглашений о разделе продукции. Ныне существующая система налогообложения малопривлекательна для инвесторов и не используется ими как основа для работы в России. Однако процесс создания СРП сегодня затягивается на годы. Ю.Трутнев предложил новую схему, согласно которой эта процедура потребует не более 5-6 месяцев.

Что должно сделать государство для привлечения иностранных инвесторов? Как заявил ПРАЙМ-ТАСС генеральный директор ЗАО "Синтезнефтегаз" Юрий Федоровский, иностранным инвесторам, и об этом они говорят сами, встречаясь и с руководителями российских предприятий, и с руководством страны, нужна "стабильность и предсказуемость". А это, кстати, те же самые условия, которые необходимы и российским компаниям, в какой бы отрасли они ни работали. И еще один важный момент: нужны точные формулировки в отношении иностранных компаний. Для этого, по мнению Ю.Федоровского, надо решить, еще как минимум, три вопроса. Во-первых, классифицировать объекты регулирования, т.е. решить, закрываем для иностранцев всю отрасль /сырьевую, например/ или только какой-то единичный объект. Во-вторых, разобраться с видами ограничений – ограничиваем доли в уставном капитале, или запрещаем иностранцам участвовать в органах управления, или вводим особый режим рассмотрения их заявок. В третьих, необходимо решить, в каких законах должны быть прописаны ограничения для иностранного капитала. "Мне, например, известно, что на состоявшемся вчера обсуждении нового закона "О недрах" в Александр-хаусе вице-президент ТНК-ВР Владимир Ярмак сказал следующее: хорошо бы, если бы в законе было четко прописано, какой орган имеет право вводить ограничения для участия иностранных компаний в аукционах на право пользования недрами России и какие дополнительные документы потребуется предоставлять в аукционную комиссию, чтобы быть допущенным на торги", - отметил Ю.Федоровский.

Между тем, частный бизнес, при умелом подходе, может не только брать, но и отдавать, в частности, содействовать развитию "смежных" с сырьевыми отраслями промышленности, такими, как приборо- и машиностроение, транспорт, нефтеперерабатывающие предприятия. Этот вопрос активно обсуждается в последнее время как один из способов привлечения бизнеса к содействию переводу российской экономики на инновационные рельсы. Многие отечественные и зарубежные инвесторы согласны в это вкладываться. "На мой взгляд, частный бизнес не только может содействовать развитию смежных отраслей, но и должен. И, скорее всего, это интереснее уже российским компаниям, - считает в это связи Ю.Федоровский.

Но далеко не все считают, что иностранные игроки – благо для российской экономики. Месторождения континентального шельфа должны разрабатываться только национальными компаниями, заявила на семинаре по обсуждению нового закона "О недрах" председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Наталья Комарова. "Это мое личное мнение, но я считаю это целесообразным, так как эти месторождения - наши все", - подчеркнула Н. Комарова. Однако, по ее словам, данная норма может быть применена только к тем месторождениям, решение о разработке которых будет принято уже после вступления в силу нового закона. Согласно проекту закона, собственность на недра является федеральной, и иностранцы распоряжаться ею не могут. Право пользования недрами предоставляется только юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством РФ, а также физическим лицам - гражданам РФ, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей. Впрочем, ограничения коснутся лишь предоставления иностранцам контрольного пакета акций стратегических месторождений – они могут иметь не более 49 проц акций. Опасения народных избранников и властей понятны – даже зарубежные СМИ признают, что иностранные компании часто скупают наши резервы только для того, чтобы увеличить свою рыночную капитализацию, а не для того, чтобы их разрабатывать.

Как Россия может обезопасить уникальный Арктический шельф от перехода в руки западных инвесторов и в то же время дать им возможность активно участвовать в разработке месторождений? По мнению Ю.Федоровского, бояться этого не следует, поскольку недра страны все равно находятся в государственной собственности. Власть должна лишь следить за тем, как идет использование недр, соблюдаются ли лицензионные соглашения и пр. В принципе, многие эксперты считают, что при распределении прав на пользование недрами важно не упустить ни малейшей детали. Необходимо детально проработать все, что касается крупных, стратегических месторождений, поэтому законодательная база еще нуждается в доработке при участии юристов и специалистов отрасли. Она и должна стать гарантией от "разбазаривания" российских недр.

В качестве вывода можно сказать, что компромисс искать все же придется. Работа в этой связи предстоит еще довольно долгая и непростая, и оптимальные соглашения будут достигаться путем сложных переговоров. Ясно одно – без частного бизнеса огромные ресурсы Арктического шельфа нам не осилить, и мы должны пойти навстречу инвестору. "Не потянем мы освоение недр России сами: без "дешевых" иностранных денег, современных технологий и оборудования нам эту задачу не решить, - считает Ю.Федоровский. Это касается и геологических изысканий, и работ на потенциально нефте- и газоносных участках, и разработки нормативно-правовой базы для совместного освоения месторождений. Главное же – стабильность общего инвестиционного климата в стране. Все это важно как для западных, так и для российских компаний. Последние, кстати, уже активно работают на Арктическом шельфе в паре с иностранцами. Так, "Газпром" рассматривает возможность разработки газоносного Штокмановского месторождение совместно с иностранными парнерами. Как заявлял председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер компания до конца года примет решение, в соответствии с которым определится с выбором партнера по освоению Штокмановского месторождения газа. По его словам, в 2010 г Штокмановское месторождение будет введено в эксплуатацию. Глава "Газпрома" также уточнил, что компания подписала меморандумы о сотрудничестве с компаниями Statoil и Norsk Hydro /обе - Норвегия/. А.Миллер пояснил, что для "Газпрома" не является определяющим критерием размер инвестиций будущей компании-партнера в проект освоения Штокмановского месторождения. Критериями выбора партнера он назвал "технологии и выход на рынок". На участие в разработке Штокманского месторождения также претендуют компании ExxonMobil, ChevronTexaco, Total и Royal Dutch/Shell.

"ЛУКОЙЛ", в свою очередь, вместе с американской ConocoРhillips создали совместное предприятие ООО "Нарьянмарнефтегаз" для разработки углеводородов в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на севере европейской части России. Остается надеяться, что все эти проекты будут выгодны обеим сторонам и помогут нам открыть такой энергетически важный регион России, как Арктический шельф. И открыть, в первую очередь, для себя.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала