Депутаты согласны с правительством, что сложившаяся в стране экономическая ситуация позволяет смягчить валютное регулирование и контроль, отменив действие ряда ограничений, в частности, требования о резервировании и требования об использовании специального счета при совершении валютных операций.
В настоящее время Банком России изданы указания, в соответствии с которыми с 1 июля 2006 г утрачивают силу все нормативные акты ЦБР, установившие требование о резервировании. Кроме того, этими нормативными актами отменено требование об обязательном использовании резидентами и нерезидентами специальных счетов.
Законопроектом предлагается отмена тех норм закона "О валютном регулировании и валютном контроле", которые предоставляют правительству и ЦБР устанавливать требования о резервировании денежных средств.
Правительство полагает, что на практике процесс реализации резидентами и нерезидентами права на досрочный возврат сумм резервирования будет растянут по времени, и суммы резервирования могут находиться на счетах по учету средств резервирования продолжительное время после отмены с 1 июля 2006 г требования о резервировании. Поэтому в целях обеспечения прав резидентов и нерезидентов на возврат сумм резервирования в соответствии с законопроектом статья 16 закона частично будет действовать до 1 января 2007 г.
В целях обеспечения плавного перехода от системы использования специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций к использованию обычных счетов, не являющихся специальными, а также снижения одномоментной нагрузки на уполномоченные банки и их клиентов по изменению договорной базы и используемого программного обеспечения, одним из указаний ЦБР предусмотрено право резидентов и нерезидентов наряду со специальными счетами в период с 1 июля 2006 г до 1 января 2007 г использовать текущие валютные счета и счета в валюте РФ. На основании этого законопроектом предусмотрено, что статья 8 закона будет частично действовать до 1 января 2007 г.
В соответствии с законопроектом с 1 июля 2006 г правительство РФ утрачивает право устанавливать ограничения на следующие виды операций между резидентами и нерезидентами: расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности /передача нерезидентами исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, предоставление нерезидентами прав на использование объектов интеллектуальной собственности резидентам, выполнение нерезидентами работ и оказание нерезидентами услуг резидентам/; расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе /уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива/ юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами; расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД; расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ; расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением отдельных операций; расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД.
Кроме того, Банк России с 1 июля 2006 г утрачивает право устанавливать ограничения при проведении резидентами и нерезидентами следующих операций: расчеты и переводы при получении резидентом /физическим лицом - индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом/ от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте и расчеты и переводы по приобретению у нерезидентов и отчуждению в пользу нерезидентов внешних ценных бумаг, включая расчеты, связанные с передачей внешних ценных бумаг /прав, удостоверенных внешними ценными бумагами/; расчеты и переводы при предоставлении резидентом /физическим лицом - индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом/ нерезиденту займа в иностранной валюте, расчеты и переводы по операциям с внешними ценными бумагам между резидентами /физическим лицом - индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом/ и нерезидентами; переводы средств резидентами на свои счета /вклады/, открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов /вкладов/ в уполномоченных банках; приобретение нерезидентами у резидентов и отчуждение в пользу резидентов облигаций, выпущенных от имени РФ, являющихся внутренними ценными бумагами; приобретение нерезидентами у резидентов и отчуждение в пользу резидентов облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, за исключением облигаций, выпущенных от имени РФ, являющихся внутренними ценными бумагами; расчеты и переводы при получении от резидента кредитов и займов в валюте РФ, для привлечения от резидента валюты РФ, полученной от первичного размещения /выпуска/ акций и облигаций, являющихся внутренними ценными бумагами, эмитентом которых является нерезидент; расчеты и переводы при предоставлении резиденту кредитов и займов в валюте РФ для приобретения у резидента неэмиссионных ценных бумаг и т.д.; купля-продажа иностранной валюты и чеков /в том числе дорожных чеков/, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами/.
На рассмотрение Госдумы во втором и третьем чтениях законопроект будет вынесен 8 июля.