Рейтинг@Mail.ru
Структура трат россиян на сотовую связь: готовы ли мы экономить после введения системы "платит звонящий"? - 01.01.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Структура трат россиян на сотовую связь: готовы ли мы экономить после введения системы "платит звонящий"?

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Сотовая связь из привилегии бизнес-элиты, каковой она являлась в начале 90-х, к настоящему времени превратилась в непременный атрибут большинства россиян с самым разным достатком. "Трубки" бывают разные – от эксклюзивных моделей, инкрустированных бриллиантами до бюджетных моделей за 50 долл. Впрочем, если покупать б/у модели, можно сэкономить еще больше – стоимость таких мобильников на черном рынке порядка 20-30 долл. Красотой и функциональностью они блистать не будут, но со своей основной функцией – звонить и принимать звонки – справятся вполне неплохо. Поэтому сейчас в России сотовые телефоны могут себе позволить все: "от пионеров до пенсионеров". Но если цена аппаратов колеблется от пары десятков долларов до немыслимых пределов, то с тарифами мобильной связи все проще – они фиксированы, и у каждого оператора свои. Конечно, особенно высоко планку никто поднимать не будет – конкуренция высока, поэтому в среднем минута разговора обходится в 3-5 руб, хотя, конечно, все зависит от конкретного оператора и особенностей тарифа.

Сотовая связь дешевеет, но россияне говорят по мобильникам все больше, и все реже экономят минуты. Сколько же они тратят на оплату сотовых услуг? ВЦИОМ провел опрос, позволяющий оценить, какую часть семейного бюджета в нашей стране составляют эти расходы. Сегодня мобильники есть в 66 проц российских семей. Из них в 40 проц семей есть по два сотовых телефона, в 26 проц — один, в 21 проц — три, в 10 проц — четыре, а в 3 проц – еще больше аппаратов. Среди тех семей, члены которых оценивают свое материальное положение как плохое или очень плохое, более распространена ситуация с одним /33 проц/ или двумя аппаратами /42 проц/.

Соответственно, траты всех этих людей на мобильную связь существенно отличаются друг от друга. Это зависит, прежде всего, от доходов каждой конкретной семьи. В среднем российская семья тратит "на телефон" порядка 500 руб в месяц. Если же оценить расходы более дифференцированно, то оказывается, что 34 проц "мобилизированных" семей тратят на связь менее 300 руб в месяц. Почти столько же – 34 проц семей – расходуют от 301 до 500 руб. 17 проц – от 500 до 1000 руб. Более существенные траты на сотовую связь могут позволить себе лишь единицы. 10 проц респондентов рассказали, что их расходы составляют от 1001 до 3000 руб и еще 1 проц "наговаривают" более чем на 3000 руб в месяц. Причем, чем выше уровень образования опрошенных, тем большую сумму в своем бюджете они отводят на расходы по оплате мобильных счетов. Так, более 500 руб в месяц платят 38 проц семей с высшим и незаконченным высшим образованием и лишь 6 проц с образованием ниже среднего.

Для большинства респондентов траты на услуги мобильной связи – лишь незначительная статья расходов их семейного бюджета /63 проц/. Для 31 проц эти траты вполне существенны. Горожане более обеспеченны – среди них лишь 25–30 проц опрошенных оценивают траты на мобильную связь как существенную статью расходов. В то же время, среди сельских жителей доля таких ответов в полтора раза выше — 43 проц.

Если классифицировать мобильных пользователей более детально, то вырисовывается вполне ожидаемая картина. Больше всего доля пользователей среди молодежи /86 проц в группе 18–24 лет/, в то время как в группе "60+" всего 29 проц. Респонденты с высшим и незаконченным высшим образованием также чаще "выбирают мобильность" – пользователей сотовой связи среди них 82 проц, тогда как в группе с образованием ниже среднего – 29 проц. Конечно, чаще сотовой связью пользуются те, что считает свою материальную обеспеченность средней или выше среднего. Таких среди абонентов 70-75 проц, в то время как обеспеченных ниже среднего – 53 проц. И, конечно, чаще всего к сотовым благам приобщаются москвичи и петербуржцы – их среди абонентов 87 проц, в то время как сельских жителей – немногим более 50 проц.

В прошлом году аналогичный опрос провели эксперты ROMIR Monitoring. Если сравнивать результаты нынешнего исследования ВЦИОМ с их прошлогодними данными, становится ясно, что ситуация практически не изменилась. Тогда сотрудники ROMIR установили, что большинство наших граждан тратит на услуги сотовой связи не более 300 руб в месяц. Треть граждан ограничивала свои траты на мобильное общение 200 руб ежемесячно, а еще столько же сказали, что расходы на связь составляют у них от 200 до 300 руб в месяц. Правда, от 300 до 500 руб в месяц в прошлом году тратили лишь порядка 20 проц опрошенных, а более 500 руб – примерно 16 проц пользователей. При этом большую часть трат составляет оплата непосредственно разговора. "Сопровождающие сервисы" – MMS, GPRS и прочие новинки, доступные лишь обладателями последних моделей телефонов – не пользуются особым спросом. Затраты на них в общей структуре сотовых расходов составляют не более 10-15 проц.

В среднем в первом квартале текущего года российский абонент потратил на сотовую связь 7,5 долл. По сравнению с 8 долл за аналогичный период прошлого года удешевление вроде бы налицо. Но, хотя сотовая связь у нас одна из самых дешевых в мире, европейцы все равно платят меньше. Конечно, если сравнивать по реальному доходу населения и процентному соотношению мобильных трат с общим доходом семьи. И большинство экспертов уверены, что "предел падения" цен на услуги сотовой связи уже наступил. Дальнейшее снижение цен будет для сотовых операторов нерентабельным. Правда, многие полагают, что введение с 1 июля текущего года системы "платит звонящий" освободит граждан от оплаты входящих звонков и тем самым сократит их траты на сотовую связь на 30-40 проц. Но это вряд ли произойдет. Во-первых, они сами совершают входящие звонки, за которые придется платить по полной программе. Во вторых, операторы не будут работать себе в убыток, и в перспективе займутся изобретением новых тарифов. С виду они будут "дешевыми", т.е. минута разговора будет стоить немного. Но на деле окажется, что звонки абонентам оператора-конкурента, ночные разговоры или сопутствующие услуги будут стоить значительно дороже, чем в других тарифах. В итоге "дешевый" тариф обойдется на 20-30 проц дороже, чем тот, что был раньше.

Впрочем, платить бесконечно наши граждане отнюдь не готовы. По данным того же ВЦИОМ, четверть россиян после 1 июля была вынуждена сократить свои телефонные переговоры. А вот существенно ограничить звонки по мобильнику или вовсе отказаться от них планируют лишь 3 проц. Все-таки прогресс – великое дело, и отказаться от того, к чему уже успел привыкнуть, не так-то просто. 51 проц опрошенных заявили, что будут общаться по телефону столько же, сколько и раньше – в том числе, с городского на сотовый. А 11 проц и вовсе отметили, что меры, введенные с 1 июля, на них абсолютно никак не отразятся. Как мы видим, эти изменения сильнее всего ударяют по малоимущим слоям населения. Среди малообеспеченных 36 проц будут вынуждены ограничивать себя в разговорах, в то время как среди людей со средним достатком делать это будут лишь 17 проц. При этом в прошедшей 1 июля акции протеста против нововведений участвовали лишь 2 проц пользователей. Напомним, незадолго до этого дня по электронной почте и ICQ активно распространялось сообщение с призывом в знак протеста отключить 1 июля свои сотовые телефоны на целый день. "Что-то слышали" об этом 19 проц опрошенных, а 77 проц и вовсе ничего не знали. Причем среди тех, кто может более других пострадать от изменений /a это, прежде всего, небогатые пользователи/ уровень информированности об акции ниже, чем среди благополучных в финансовом отношении опрошенных. Видимо, дело в том, что интернет даже в крупных городах пока доступен немногим. И эти немногие как раз являются наиболее материально обеспеченными.

Все статьи на эту тему

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала