А вот готовы ли жители нашей страны платить такие деньги за возможность передвигаться на личном транспорте – вопрос отдельный. И если в Москве и других крупных городах высокий уровень благосостояния граждан делает этот вопрос не таким острым, то в менее богатых регионах проблема уже назрела.
Между тем, до знаковой цифры – 20 рублей за литр – рукой подать. После длительного периода стабилизации летом текущего года стоимость бензина начала расти вновь. По данным Росстата, за июль АИ-92 /АИ-93/ подорожал на 1,3 проц, АИ-95– на 1,1 проц, А-76 /АИ-80/ – на 0,9 проц. С начала года цены на бензин выросли в среднем на 3,7 проц, а по сравнению с прошлым годом – на 15 проц. В начале августа ситуация обострилась - за неделю с 31 июля по 7 августа розничные цены на бензины марок Аи-92 и Аи-95 в Москве выросли в среднем на 1,7 проц. Об этом вчера сообщила Московская топливная ассоциация /МТА/, усилив тем самым панику относительно грядущего бензинового кризиса.
Впрочем, об этом кризисе говорят уже давно – еще год назад, когда в августе-сентябре рост цен на топливо составил порядка 30 проц, аналитики говорили о скором падении спроса на бензин. Накануне уборочной страды такое повышение было опасно еще и тем, что ставило под вопрос перспективы благополучного сбора урожая. Тогда вопрос решили "сверху" – президент Владимир Путин встретился с крупнейшими нефтепромышленниками и лично попросил их сдерживать цены. Так и произошло – мораторий на подорожание топлива был объявлен до января, тем временем оптовые цены у производителей снизились из-за сезонного фактора. Разница между замороженными "на пике" розничными и низкими оптовыми ценами стабилизировала цены на автозаправках еще полгода. Но теперь все началось заново – и сколько бы аналитики и производители не твердили о том, что осенний рост цен так же закономерен, как и зимний спад, волнение относительно перехода "психологического барьера" остается.
В Минэкономразвития утверждают, что значительного роста цен на бензин не будет, и у правительства достаточно рычагов давления на компании. По мнению директора департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрея Клепача, предпосылок к значительному росту цен на бензин нет, и осенью цена не превысит в среднем 20 рублей за литр. "У государства есть достаточно много рычагов, чтобы не допустить дисбаланса и сильного скачка цен", - заявил А.Клепач. Он заверил, что кризиса бояться не стоит – его не вызовут и пресловутые 20 рублей за литр, но, скорее всего, цены не достигнут даже этого рубежа. Впрочем, ранее председатель совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник высказал иную точку зрения. По его словам, в случае, если цена на нефть будет превышать 75 долларов за баррель, бензин подорожает до 20-22 рубля за литр, что приведет к стагнации экономики в целом.
Впрочем, вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша уверен, что все будет хорошо. По его словам, розничные цены на бензины Аи-92 и Аи-95 в ближайшее время вырастут в среднем на 1 рубль за литр /около 5%/. "Обычно задержка между изменением оптовых и розничных цен составляет около трех недель, которые уже прошли. Кроме того, дальше начинаются августовские поставки и новые цены", - пояснил он. Апогей роста цен эксперт ожидает в середине сентября, когда литр Аи-92, как предполагается, будет стоить 20 рублей, а Аи-95 – 21 рубль. Однако затем потребителей ждет спад: уже к концу первого осеннего месяца топливный рынок постепенно обретет относительную стабильность, вслед за которой следует ждать сезонного снижения стоимости нефтепродуктов. По словам Е.Аркуши, процесс роста цен на бензин не выходит за рамки ожидаемых значений и не идет вразрез с ростом инфляции – 10 проц. Поэтому причин для паники эксперт не видит. Даже распродажа активов "ЮКОСа" не станет фактором, способным повилять на розничный рынок нефтепродуктов и вызвать подорожание топлива. "Да, активы "ЮКОСа" могут переходить другим собственникам, но никакого влияния на цены это не окажет, поскольку количество АЗС и объемы нефтепродуктов останутся такими же", - сказал он.
Рост цен на бензин – своеобразный индикатор, который показывает, насколько сильно подорожают остальные товары и услуги. Поэтому правительство делает все возможное, чтобы сдержать цены на топливо. Принято объяснять их рост привязкой к мировым ценам на нефть, которые приблизились к 80 долл за баррель.
В свою очередь, нефтепромышленники считают повышение цен на бензин вынужденной мерой, а вовсе не карательным сговором. Как заявил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, привязка налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ к ценам на мировом рынке "не позволяет российским компаниям сдерживать цены". "В то время, как в западных странах налоговая составляющая цены на нефтепродукты составляет около 20-25 проц, у нас эта цифра достигает 60 проц", - подчеркнул Г.Шмаль. Таким образом, в росте цен он фактически обвинил государство.
Действительно, фискальная составляющая в стоимости нефтепродуктов в России велика – порядка 60 проц, заявил ПРАЙМ-ТАСС нефтяной аналитик Альфа-банка Константин Батурин. Для сравнения, в США она колеблется в районе 30 проц, а сами цены примерно равны российским. И единственный реальный способ изменить эти ситуацию – уменьшить бюджетные поступления. Но государство не стремится к тому, чтобы в конечной цене бензина было бы меньше налогов еще и потому, что здесь есть скрытые риски. И они не только в уменьшении притока средств в бюджет. Нефтепродукты являются неэластичным товаром, т.е спрос не снижается в зависимости от цены. И для нефтяников велик соблазн воспользоваться этим, чтобы продолжать повышать цены, тем самым увеличивая долю своей прибыли, считает аналитик. Впрочем, правительственные чиновники не совсем согласны с идеей об "огромных налогах". В начале года замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов заявил, что доля НДПИ в цене бензина составляет "всего 7 проц, таким образом, снижение налога даже вдвое даст снижение стоимости бензина всего на 3-4 проц".
По словам К.Батурина, регулятивных мер по контролю цен на энергоносители нет – все определяет рынок. Однако в четвертом квартале традиционно снижаются внутренние цены на нефтепродукты, что дает шанс для стабилизации на бензиновом рынке. Но если из-за нестабильности на Ближнем Востоке мировые цены продолжат ползти вверх, то и на нашем внутреннем рынке это тоже отразится. Однако к весне, накануне посевной, вполне могут быть достигнуты некие договоренности между государством и нефтяными компаниями. Поэтому прошлогодний сценарий, когда в вопросы бизнеса пришлось вмешаться В.Путину, вполне вероятен и сейчас, считает К.Батурин. Рыночных же предпосылок для удешевления бензина пока нет.
Впрочем, эксперт назвал всевозможные "психологические барьеры" несколько надуманными. Такими "барьерами" обычно считают любую кратную величину, а когда "порог" наступает, никто его не замечает. Меняется и структура спроса – все больше россиян предпочитают качественный бензин, все больше автомобилей требуют именно такого топлива. И многим все равно, по какой цене его придется покупать, считает К.Батурин. По его мнению, в структуре потребления вряд ли произойдут серьезные изменения.
А что говорит по этому поводу статистика? Согласно опросу ВЦИОМ, 18 проц автомобилистов могут отказаться от поездок на своих машинах уже на этой неделе, если цена бензина поднимется до 20 рублей за литр. Цена в 30 рублей за литр заставит пересесть в метро и автобусы 37 проц автовладельцев, 40 рублей – 47 проц. Если цена бензина превысит 50 рублей за литр, то от пользования автомобилем откажутся 57 проц автомобилистов. Однако 30 проц россиян заявили, что не прекратят пользоваться личным транспортом, даже если бензин будет стоить 50 рублей. Расходы на бензин составляют весьма существенную долю семейного бюджета для 43 проц владельцев автомобилей. Ещё 43 проц оценивают эти расходы как значительные, но не слишком, а 9 проц воспринимают траты на бензин как несущественную часть своего бюджета. 5 проц автомобилистов не смогли вспомнить, сколько денег они тратят на бензин. Эта статистика позволяет сделать выводы, что в случае дальнейшего роста цен на бензин мы вполне можем столкнуться с ростом предложения на рынке подержанных автомобилей – те, кому не под силу "кормить" ставший слишком затратным транспорт, будут спешить от него избавиться.
Все статьи на автомобильную тематику