"Нарушители" виновными себя не признают, считая, что действовали в рамках закона и нормальной бизнес-практики. Возможно, операторы "большой тройки" и ФАС смогут как-то уладить ситуацию и до первого судебного слушания, но вся шумиха, поднятая вокруг претензий службы по отношению к этим крупнейшим операторам, "на руку" многим участникам рынка.
Речь идет о тарифах на завершение вызова. В настоящее время, по данным ФАС, операторы "большой тройки" платят друг другу за завершение 0,95 коп, а с других операторов берут за это 1,1 руб /и столько же платят им сами/. Таким образом, как заключила ФАС, за один и тот же объем трафика внутри сетей "большой тройки" "вызывающий" оператор будет платить на 16 проц меньше, чем "вызывающий" оператор другой сети. Как пояснила ведущий аналитик Comnews Research Наталья Аристова, хоть тарифы и получаются "зеркальными", де факто все остальные операторы платят компаниям "большой тройки" все же больше, так как трафик в сторону МТС, "Мегафона" и "Вымпелкома" существенно больше, чем в сторону более мелких по количеству абонентов компаний.
Антимонопольная служба в результате пришла к естественному при данных обстоятельствах выводу, что всем другим операторам придется отказаться от предоставления привлекательных недорогих предложений. В любом случае те деньги, которые они будут отчислять операторам "большой тройки", в результате окажутся "заложенными" в тарифы для конечных абонентов. Таким образом, считает ФАС, региональные операторы и операторы, впервые выходящие на рынок подвижной радиотелефонной связи, оказываются в неравном положении по сравнению с федеральными операторами, что, в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, недопустимо.
С ФАС согласен представитель регионального сотового оператора СМАРТС /по версии аналитической компании AC&M Consulting – пятая по числу абонентов сотовая компания России/ - первый заместитель генерального директора СМАРТС Андрей Гирев. По его мнению, ФАС возбудила дело в отношении трех операторов совершенно справедливо. "То, что происходит сейчас на рынке межоператорских взаиморасчетов, во всем мире называют картельным сговором, - говорит он, - то есть это когда 2-3 компании – из любой сферы деятельности – устанавливают между собой специальные тарифы. Последствия для рынка могут быть в результате таких действий очень тяжелыми: конкуренция в этой отрасли прекратится, качество услуг снизится, основные принципы развития экономики не будут соблюдаться. В цивилизованных странах в таких случаях предусмотрены достаточно жесткие меры наказания".
Как прокомментировал ПРАЙМ-ТАСС замначальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС Дмитрий Рутенберг, в случае, если в результате ФАС докажет, что нарушение антимонопольного законодательства имело место, антимонопольная служба выдаст операторам предписание о прекращении нарушения. А если будет доказано, что операторы получили незаконный доход, то ФАС выдаст предписание о перечислении его в федеральный бюджет.
На самом деле получается, что все эти перипетии, связанные с антимонопольной службой и крупнейшими сотовыми операторами, "играют на руку" многим заинтересованным лицам.
Во-первых, конечно же, остальным сотовым компаниям, в том числе и операторам, которые аффилированы с ОАО "Связьинвест". Ведь если нарушение будет доказано, а предписание ФАС выполнено, то тарифы будут одинаковыми для всех, хотя и не факт, что они при этом будут равняться 0,95 коп. Однако условия у них с операторами "большой тройки" уравняются.
Представители ФАС говорят, что изначально служба заинтересовалась межоператорскими тарифами самостоятельно, "мы же мониторим рынок, да и пресса помогает", – сказал Д.Рутенберг. Правда, потом все-таки, по его словам, пришли запросы от нескольких "маленьких региональных операторов", однако назвать их Д.Рутенберг отказался, сказав, что "пока что еще не время". Как сказал ПРАЙМ-ТАСС директор департамента информационного обеспечения ОАО "Связьинвест" Олег Михайлов, "никакая компания "Связьинвеста" не имеет отношения к этому вопросу".
Во-вторых, по мнению ряда аналитиков, такая шумиха вокруг сотовых операторов в какой-то мере поможет отвлечь интерес как СМИ, так и абонентов от фиксированных операторов связи. Они, как известно, ввели с 1 июля тарифы на звонки со стационарных телефонов на сотовые в рамках реализации принципа "платит звонящий", и такой тариф в результате "ударил" по абонентам, в том числе и по социально незащищенным слоям населения. Косвенно такое мнение подтверждается тем, что именно сейчас – в середине августа – абоненты начали получать приходящие им по почте счета от операторов местной связи за июль, когда звонки на сотовые стали платными.
По мнению Н.Аристовой, шансов выиграть дело у ФАС немного. "Ситуации, когда антимонопольная служба обвиняла компании в картельном сговоре, и эти дела затем разбирались в суде, возникали в последние несколько лет достаточно часто. При этом ФАС участвовала в них не очень успешно". При этом Н.Аристова напомнила, что в октябре текущего года в силу вступит новый закон "О конкуренции", и тогда у ФАС будет больше возможностей привлекать компании к ответственности. Сейчас нужно документальное подтверждение факта сговора, а после выхода закона достаточным основанием будут действия, совершенные компаниями одновременно. Но для того, чтобы ФАС начал разбирать дело в соответствии с новым нормативно-правовым документом, должен быть прецедент после вступления их в силу.
Аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина считает, что к существенным результатам судебный процесс не приведет. ФАС раньше возбуждала дела и по отношению к фиксированным операторам, которые устанавливали высокие тарифы на присоединение. Однако существенного урона фиксированным операторам эти дела, даже если они и выигрывались службой, не наносили – все кончалось предписанием и небольшим штрафом. "Скорее стоило бы обратить внимание на то, что на рынке присутствуют и более очевидные нарушения, - говорит она. - Звоня на сотовый телефон, абонент фиксированного оператора платит дважды - помимо абонентской платы он оплачивает стоимость времени разговора, введенную согласно принципу "платит звонящий". А это является нарушением закона "О связи", в котором говорится о невозможности взимания абонентской и повременной платы параллельно".
Впрочем, сами операторы не считают, что они нарушили антимонопольное законодательство. Они даже не считают, что установили разные тарифы для операторов, а просто сделали скидку на большой объем трафика.
Сегодня все три участника этого процесса заявили практически слово в слово, что подобное установление скидки – это нормальная бизнес-практика, принятая во всем мире. "МТС установила для всех своих партнеров - сотовых операторов - единый уровень тарифов на "интерконнект", который составил 1,1 руб, - сказал пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. - Следуя принятой во всем мире практике МТС, исходя из объема трафика партнера, может предоставлять им соответствующие скидки. В данном случае с учетом большого объема трафика со стороны ряда операторов для них был установлен тариф на "интерконнект" в размере 95 коп с учетом этой самой скидки за объем трафика".
Пресс-секретарь ОАО "Вымпелком" Юлия Остроухова отметила, что компания готова предоставлять подобные скидки всем операторам, объемы обмена трафиком которых с "Вымпелкомом" попадает под установленные "Вымпелкомом" размеры, однако сейчас таких операторов два – МТС и "Мегафон".
"Даже речи нет о неком закрытом клубе, куда нет доступа региональным операторам", - подчеркнула пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева.
"Нарушение антимонопольного законодательства определенно имеет место, и компании наверняка договорились между собой, - считает юрист, председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов. - В случае этих трех сотовых операторов, которые де-факто являются операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, договор об оказании услуг по пропуску трафика должен быть публичным, и цены на эту услугу должны регулироваться государством. Таким образом, ключ к объективному разрешению проблемы находится в руках Россвязьнадзора, который может исполнить требование закона "О связи" и внести операторов "большой тройки" в реестр существенных операторов".
По мнению А.Богатова, ситуация может разрешиться тем, что операторы пойдут навстречу антимонопольной службе и "придумают такую формулировку, которая будет и удовлетворять их интересам, и формально соответствовать букве законодательства - как в случае с заменой формулировок с установления платы за соединение на повышение стоимости первой минуты разговора".
Впрочем, для трех операторов дело с межоператорскими тарифами – это только разминка. К концу августа ФАС намерена рассмотреть предоставленную этими операторами информацию о повышении первой минуты стоимости разговора: как заявил Д.Рутенберг, для службы не имеет значения, какая именно формулировка применялась, важен факт – синхронное повышение тарифов за услуги связи тремя крупнейшими операторами. Хотя, как подчеркивал ФАС раньше, в данном случае никто пока что не обвиняет операторов в картельном сговоре.