Пространства выставочного комплекса и в самом деле впечатляют. Да и состав участников как никогда представителен:Audi,BMW,DaimlerChrysler,Ford Motor Company,General Motors,Honda,Infiniti,Mazda,Nissan,Peugeot,Renault,Skoda,Toyota,Volkswagen,Volvo... всех и не упомнишь. В числе российских компаний -- "АвтоВАЗ", "КАМАЗ", "РусПромАвто", АМО "ЗИЛ", "Автотор", "ТаГАЗ", "Самотлор-НН", "СоКИА". Характерно, что многие фирмы представили практические всю линейку моделей, очевидно, рассчитывая на реальную коммерческую отдачу. Словом, на 12 дней выставочный комплекс на МКАД превратился в огромный автомобильный супермаркет.
Российские автомобили заняли на этой грандиозной площадке почетное место – в зале номер два первого павильона, справа от входа. УАЗ ограничился «Патриотом», к сожалению, отсутствовала долгожданная дизельная версия – по информации представителей завода, ее выпуск пока отложен. ГАЗ выставил "Волгу" с двигателемChryslerи мини-фургон ГАЗ-2332 грузоподъемностью до восьмисот килограммов. Единственным соседом по залу российских производителей оказались представители Китая с продукциейGreat WallиHafel Motor. А центральное место заняли машины АвтоВАЗа, который в этом году отмечает свое сорокалетие.
Праздничный юбилейный настрой давал о себе знать – добрую половину экспозиции заводчане исполнили в духе ретро, парадный ряд открывали знаменитые «копейка» и «Нива». Широко были представлены боевые машины спортивной команды завода. А в центре зала, на вращающемся подиуме, под лучами прожекторов, блистала очередная надежда вазовцев – прототип под скромным рабочим названием «Проект С». Первое впечатление от «проекта», которым делились многие посетители – дизайн прототипа слишком узнаваем, слишком многих и многое напоминает.
В ответ на наш вопрос главный конструктор АВТОВАЗа Евгений Шмелев сразу же заявил:
-- Я бы не хотел, чтобы вы концентрировались на внешних особенностях выставленного автомобиля «проект С». Это абсолютно новый кузов с точки зрения размеров, безопасности, применяемых материалов. В итоге автомобиль, созданный на базе проекта С, будет удовлетворять требованиям безопасности с большим запасом по времени. Представленный образец способен выдержать испытания по условиямEuroNCAPс максимально возможной высокой оценкой «5 звезд».
Важно отметить, что данная разработка является на 100 процентов самостоятельной и должна стать базовой для нового семейства автомобилей ВАЗ. К сожалению, в России пока нет поставщиков, способных производить сталь для нашего кузова. Поэтому прототипы мы собирали из импортного листового проката.
-- Можно ли надеяться, что отечественный производитель освоит выпуск необходимых вам марок стали?
-- Да, и «Северсталь» уже предлагала такие варианты.
-- А где проводились испытания?
-- У нас лучшая в стране лаборатория ударных испытаний.
-- Она сертифицированаEuroNCAP?
-- На самом деле лабораторий, сертифицированныхEuroNCAP, в Европе не больше четырех. И, конечно, наша лаборатория официально сертификат поEuroNCAPне имеет. Но я уверен, что эти результаты будут подтверждены. Дело в том, что все автомобили ВАЗа, которые мы экспортируем на Запад, проверяются в французской лаборатории. Повторяемость результатов – 100 процентов.
-- Насколько окончательным является тот дизайн, который мы видим в представленном прототипе проекта С?
-- Это технологический дизайн, который должен был обеспечить сохранение компоновочных размеров для всей серии прототипа, но не является окончательным. Колея, база, наружные размеры, свесы – все останется таким же. А дизайн будет изменен.
Впрочем, для меня степень оригинальности дизайна – вопрос не первостепенный.
-- А что для вас является приоритетным при разработке нового российского автомобиля?
-- Это должен быть добротный, по некоторым показателям превышающий средний европейский уровень автомобиль. В первую очередь будем бороться с тем, что раздражает в наших автомобилях – интерьер, вибрации, шумы. Должны быть сохранены и традиционные преимущества, относительная простота ремонта, например. И, конечно, мы должны остаться в рамках определенной ценовой ниши, чтобы не потерять покупателя.
Еще одно преимущество «нового старого» Московского автосалона в "Крокус Экспо" – возможность проведения тест-драйвов, благо территория позволяет. Однако вазовцы не ограничились скромными возможностями асфальтовых площадок вокруг выставочных павильонов, и организовали тест-драйв для «автомобильных» журналистов за городом, на Дмитровоском полигоне.
Вниманию специализированной прессы были представлены пять машин, которые представил заместитель директора по техническому развитию Владимир Губа. Первый автомобиль -- «Калина» с модернизированным двигателем 1, 4 л, который имеет ту же мощность, что и нынешний 16-клапанный объемом 1,6 л. При этом мотор обеспечивает существенно более низкий расход топлива, менее шумный и выполняет нормы Евро-4. Производство «Калины» с этим движком должно начаться в апреле 2007 года.
Для сравнения журналистам была предложена выпускаемая серийно «Калина», оснащенная двумя подушками безопасности – в такой комплектации автомобиль с августа этого года поставляется на экспорт.
«КалинаGTI» – версия «горячего» хэтчбека, с модернизированным двигателем 1,6 л. С этого базового двигателя, который будет устанавливаться на «Приоре», заводчане намерены «получить» порядка 120 л.с. Тестовый автомобиль только неделю назад «встал на колеса», он имеет шероховатости, но почувствовать его характер можно уже сейчас. Установлены увеличенные тормозные механизмы, низкопрофильные шины, подрамник передней подвески, задние дисковые тормоза, примерно на 30 мм понижена посадка. Автомобиль оснащен электрическим усилителем и укороченной рейкой рулевого механизма.
Кроме этого предстоит испытать две версии автомобилей десятого семейства, хэтчбеки. Один из них в серийном «облике», на нем смоделирована «механика» автомобиля «Приора». «Мы не можем пока выставить автомобиль «Приора» на тест-драйв, потому что по условиям наших корпоративных правил передаем на тест автомобиль, который собран в условиях конвейерного производства, -- пояснил Владимир Губа. -- Поэтому выставляем автомобиль двенадцатой модели с двигателем 1,6 л, который будет ставиться на «Приору», с покрышками, предназначенными для этой модели». Другой автомобиль – хэтчбек-купе с двигателем 1,8 л, выполненный на базе серийно производимого купе 21123, производство которого началось в августе на опытно-промышленном производстве. Это продвинутая версия с двигателем 1,8 л, подрамником, увеличенными тормозами, измененной системой пуска, имеет спортивный характер, соответствующие настройки по ходовой части.
К сожалению, вазовцам не удалось представить полноприводную «Калину», тест-драйв этой модели они обещали устроить через месяц.
Для «контрольных заездов» была выбрана трасса под названием «горная дорога» -- короткий круг с умеренными подъемами и затяжными поворотами, не позволяющий разогнать автомобиль выше 110-120 км/ч. Таким образом, угол зрения на автомобили был заранее определен: активное управление, близкое к экстремальному прохождение поворотов. Честно говоря, нам давно уже не приходилось подолгу ездить на отечественных автомобилях, поэтому отчет о поведении машины будет заведомо неполным, для более детального рассказа необходим длительный тест. Однако некоторые ощущения можно изложить с полной определенностью.
«КалинаGTI», несомненно, порадует начинающего драйвера неплохой динамикой (заявленный разгон до «сотни» -- 10,5 с) и хорошей управляемостью. Подвеска обеспечивает определенный компромисс между устойчивостью в поворотах и комфортной плавностью хода. Конечно, эта машина не для плохих дорог, но даже на изрядно разбитом участке «бетонки» полигона, в повороте, на скорости в повороте ходовая часть обеспечивает понятный и надежный контакт с дорогой. В то же время стразу становится ясно, что подобные испытания дорожными дефектами на высокой скорости – не для этого автомобиля.
Lada112, купе – попросторнее. Все-таки «Калина» для среднего российского водителя (ростом 182 и весом 100) несколько тесновата. На трассе 112 купе поспокойнее, а двигатель 1,8 л обеспечивает приличную динамику. Если «КалинаGTI» для зацикленных на рулежке драйверов, то 112 купе больше подойдет тем, кто не столько любит сам процесс, сколько вынужден ездить много и быстро.
Неожиданно динамичной и живой в управлении оказалась четырехдверная двенадцатая модель с двигателем и покрышками «под «Приору». Если серийный автомобиль будет столь же шустрым, то можно будет смело говорить о том, что десятое семейство получило достойных наследников. Кстати, на обочине одной из дорог полигона нам удалось обнаружить «настоящую» «Приору», не допущенную по каким-то причинам до нашего тест-драйва, вы можете полюбоваться ей на снимке.
Наконец, и «обычные» серийные модели «Калины» проявили себя как динамичные, интересные автомобили. Честно говоря, несколько приземленный имидж «Калины» как массового городского автомобиля благодаря «горному» драйву в наших глазах приобрел некоторые черты спортивности и романтики.
В то же время сразу же стало ясно, что экстремальное вождение эти автомобили переносят в весьма ограниченных объемах. Ну, а компенсаторы защелкали на всех без исключениях автомобилях после первых же кругов. Впрочем, нас заверили, что это связано с режимом строжайшей экономии, когда при комплектации и сборке машины «сберегается» каждый рубль. Поэтому более дорогое и качественное масло на серийных моделях не используется, хотя и способно полностью устранить вышеупомянутый дефект. Впрочем, в индивидуальном порядке столь нехитрая «модернизация», безусловно, допускается. Кстати, как заявили прессе представители АвтоВАЗа, по соображениям максимального снижения отпускной цены серийные «Калины» не комплектуются и системами активной и пассивной безопасности, теми же пневматическими подушками, хотя техническая возможность для установки этих систем предусмотрена. Считается, что покупатели не захотят нести дополнительные расходы на эти цели.
Жаль, конечно, что своеобразная философия бедности остается визитной карточкой нашего российского автопрома. Вот уже и традиционно небогатые китайцы раздобыли деньги на лицензионные «Хуверы» и «Грэйт Волы» и в мановение ока составили серьезную конкуренцию сразу и ВАЗу, и ГАЗу и УАЗу, этим трем столпам российского автомобилестроения. Не говоря уже об остальных, более благополучных конкурентах, из других трех залов первого павильона грандиозного комплекса "Крокус Экспо"…