Деньги у россиян появляются – пусть не в тех объемах, что они сами желают, но зато стабильно. А, значит, возникает вопрос – куда их потратить. В первую очередь, конечно, на удовлетворение материальных потребностей. С этим в России проблем нет: изобилие гипермаркетов, очередь за дорогими автомобилями, дефицит туров за рубеж – все говорит само за себя. Пожалуй, кое-где наши граждане, дорвавшиеся до забитых полок магазинов, перебарщивают: известно, что нигде в Европе и США не принято одеваться так вычурно и дорого, как в России. Но разговор не об этом. Как только потребительский голод затухает, возникает другой, более долговременный интерес – как сохранить, приумножить и передать потомкам заработанные капиталы. И вот тут Россия пока отстает от развитых стран. Несмотря на то, что число банковских вкладов и вложений в ПИФы растет, большинство населения предпочитает хранить деньги под матрасом. И эту ситуацию необходимо своевременно исправлять – иначе переизбыток денежной массы чреват самыми неприятными последствиями для экономики.
Об этом заявил сегодня в ходе пресс-конференции глава Фонда "Общественное мнение" /ФОМ/ Александр Ослон. Он рассказал, что количество людей с деньгами в России неуклонно растет, хотя это, разумеется, лишь незначительная прослойка общества. Тенденция налицо – 20 проц опрошенных ФОМ заявили, что ощутили улучшение своего материального положения в прошлом году, а 24 проц – что надеются на такое улучшение и в году наступившем. У 9 проц респондентов есть сбережения, причем среди москвичей число "богачей" составляет целых 33 проц. Доход от 7,5 тыс рублей в месяц на члена семьи имеет примерно треть взрослого населения. При этом подходящей этим людям линейки финансовых инструментов пока предложить не могут.
Между тем, избыток денег на руках населения – не только благо, но и, в некотором роде, беда. Ведь, как было сказано, если есть лишние средства, остающиеся от удовлетворения первоочередных потребностей, их нужно куда-то вложить, чтобы сохранить и приумножить. Это тот "кит", на котором стоит любое развитое капиталистическое общество, а люди, занимающиеся сохранением и приумножением, и есть тот самый средний класс, на который в этом обществе делается ставка. Денежные потоки должны находиться в движении, а не лежать мертвым грузом – это наши "новые средние" уже начали понимать. Пока в России дела с движением денежных потоков обстоят примерно также, как с автомобильными потоками в столице. Этим сравнением, наглядно характеризующим ситуацию, воспользовался А.Ослон. По его словам, если раньше автомобилей на улице было мало, затем, в середине 90-х их стало достаточно для нормального функционирования общества и дорог, то сейчас "автозасилие" превратилось в самое настоящее проклятье. И для мегаполиса, и для его жителей, и для самих автомобилистов. Социальные последствия "денежных пробок" могут быть куда менее предсказуемыми, полагает эксперт. Ведь деньги – это не только концентрированный эквивалент труда, но и своего рода "экзистенциальный" фактор. Если сейчас граждане столкнутся с тем, что избыток денег некуда тратить, а вложения в будущее обеспечить не получается, закономерно, что они станут работать меньше. Пока в нашем обществе существует тот самый "азарт на работу", который не в меньшей степени, чем нефть, обеспечивает экономический рост. Если этот азарт пойдет на убыль, следом может начаться и спад в экономике.
Пока наши граждане знают единственное доступное им средство инвестирования – недвижимость. По данным целого ряда исследований, в нее готовы вложить более половины россиян. Однако не у всех есть такая возможность. Ведь даже имея в наличии 15-30 тысяч долларов, задумываться о покупке недвижимости или земли в хорошем районе смысла не имеет. Даже в кредит, если, конечно, речь идет о Москве. С ипотекой же многие до сих пор не хотят связываться из-за "грабительских" процентов и неуверенности в завтрашнем дне. Вот и выстраиваются очередь за иномарками, даже дорогими. В них вкладывают те самые 15-30 тысяч, хотя автомобиль априори не является выгодным инвестиционным инструментом.
В этой связи, по мнению социолога, показательны так называемые "народные IPO", которые в последнее время проводятся с завидной регулярностью. По словам А.Ослона, результаты исследования, проведенного в преддверии IPO "Роснефти", показали впечатляющие данные: треть опрошенных выразила позитивное отношение к покупке акций. Однако лишь 6 проц предпочли бы этот способ вложения другому. На тот момент инвестиционный потенциал таких граждан составлял, по приблизительной оценке, около 160 млрд руб. В январе, когда очередное исследование было приурочено уже к IPO Сбербанка, эта цифра увеличилась до порядка 400 млрд руб. 16 проц опрошенных заявили о своем интересе к акциям Сбербанка, из этого числа более половины хотели бы их приобрести. Однако лишь 13 проц желающих такая покупка оказалась по карману. В целом, из этих данных можно сделать следующий вывод: стать инвесторами в настоящий момент могли бы порядка 2,5 проц населения /около 3,5 млн человек – ПРАЙМ-ТАСС/, среди москвичей эта цифра составляет 13 проц. Из тех, кто мог бы себе позволить приобретение акций, не интересуются этим 25 проц.
А.Ослон рассказал, что в ходе одного из исследований ФОМ респондентам был задан вопрос: что бы они сделали, если бы у них появилось 80 тысяч рублей, при условии, что на данный момент нет каких-то непредвиденных трат. 31 проц вложился бы в недвижимость, причем в Москве этот показатель равен 22 проц. Это связано, очевидно, с высокими ценами на жилье в столице – деньги проще потратить на что-то другое. Во вклады до востребования деньги вложили бы 18 проц россиян, в Москве 26 проц. В собственный бизнес вложились бы 18 проц, по Москве – всего 7 проц. Это связано с тем, что в большом мегаполисе построить бизнес объективно сложнее, чем, скажем, в городе с миллионным населением – конкуренция выше, а поборы со стороны чиновников больше. Депозитные вклады предпочли бы 12 проц, хранить деньги дома – 10 проц, остальные инвестиционные инструменты набрали еще меньше "голосов".
Между тем, когда опрошенным дали список российских "голубых фишек", оказалось, что бренду они доверяют в наибольшей степени. 39 проц выбрали бы "Газпром", 12 проц – "ЛУКОЙЛ", по 5 проц РАО "ЕЭС", Сбербанк и "Ростелеком". Остальные набрали и того меньше. Однако можно считать, что определенный инвестиционный потенциал у Сбербанка присутствует, другое дело, как удастся его реализовать. В этой связи маловероятно, что последнее падение российского фондового рынка и, в частности, акций Сбербанка, повлияет на настроения инвесторов. Ведь речь идет не о случайных людях, а о тех, кто уже взвесил все риски и потенциальную выгоду. И они понимают, что на любом рынке такие взлеты и падения – неизбежность.
Проблема в нехватке действительно эффективных и надежных финансовых инструментов, равно как и в отсутствии финансовой культуры у населения, делает вывод эксперт. В России пока не появилась традиция вкладывать деньги в акции. Причина этого – и перманентные кризисы 90-х годов, до сих пор не позабытые нашими гражданами, и кризис доверия к существующим инвестиционным инструментам, и контроль государства над этими инструментами. Бизнес же просто боится заявлять о себе в открытую – из опасений "как бы чего не вышло". Получается, что и государство, и население, и бизнес сдерживают друг друга, а это, как уже было сказано, приводит к "денежным пробкам". Финансовый рынок в этой ситуации должен предложить грамотные инвестиционные инструменты, государство – дать сигнал, что целиком поддерживает и одобряет такие инициативы. И вместе они должны заняться консультированием граждан на этом поприще. В этом смысле "народные IPO" имеют социальный смысл. Несомненно, за "Роснефтью" и Сбербанком последуют другие, и они будут вырабатывать новую политику привлечения инвесторов. Скажем, Сбербанк делал это не особенно активно, в будущем такая тактика не пройдет. Однако и новых частных инвесторов, и финансовые институты на первых порах ожидает немало потрясений. В частности, мошенничеств, подобных приснопамятному МММ с Леней Голубковым. К этому надо быть готовым. На Западе становление рынка частных инвестиций прошло аналогичный путь – от "подросткового" финансового поведения до современного взвешенного отношения к бизнес-операциям. И нашим инвесторам нужно будет привыкать, что отныне для них положение дел на фондовом рынке – не просто строчка из утренней сводки новостей, а часть жизни, резюмирует социолог.