Рейтинг@Mail.ru
Для российских автомобилистов придумают единый свод правил, упразднив ПДД - 31.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Для российских автомобилистов придумают единый свод правил, упразднив ПДД

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Российские автомобилисты ездят, как попало. С этим утверждением, пожалуй, согласны все, кто так или иначе является участником дорожного движения. Водители нарушают правила, а некоторые новички, купившие права, и вовсе их не знают. Вкупе с неудовлетворительным состоянием дорог и резко увеличившимся автопарком это напрямую ведет к росту аварийности. По данным ГИБДД, ежегодно на дорогах России гибнут свыше 30 тыс человек, что в несколько раз выше, чем в развитых странах. При том, что автопарк у них значительно больше.

В России, впрочем, он тоже растет колоссальными темпами. Этому способствует активизация производителей на отечественном перспективном рынке. Только сегодня, например, стало известно, что финансовое подразделение концерна Ford намерено открыть дочерний банк в России. Открыть подразделение в России намерен и немецкий банк BMW. А это означает, что кредиты – как на дорогие, так и на дешевые автомобили – станут еще доступнее. И на дорогах их будет еще больше. А, значит, больше и аварий, так как состояние дорог в столь короткое время не улучшится. Как и культура водителей.

Как справиться с этой ситуацией? Особенно критична она в Москве, где автомобилисты порой вынуждены проводить в пробках по нескольку часов в день. Предложений масса: от резкого /в десятки раз/ роста штрафов до ограничения въезда в город в отдельные дни или часы. Обсуждается даже платный въезд в центр Москвы, как это несколько лет назад было сделано в Лондоне. Но на каждую такую идею находится десяток аргументов против – как обычно в таком случае и бывает. Обсуждение продолжается, а пробки между тем увеличиваются. И аварии учащаются. Буквально на днях в прессе появилось сообщение о том, что в самом центре Москвы, на улице Новый Арбат, водитель Ferrari на скорости около 150 км/ч въехал в толпу прохожих рядом со станцией метро "Арбатская". Лишь по счастливой случайности в этой аварии обошлось без жертв. Это лишь один характерный пример, а сколько случаев заканчиваются куда более трагично.

По мнению экс-главы ГАИ, а ныне зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимира Федорова, проблема в том, что в настоящий момент в России отсутствует единый нормативный акт, который бы регулировал все вопросы, связанные с дорожным движением. Об этом он заявил сегодня на пресс-конференции. "В России 40 млн водителей, и каждый ездит так, как считает нужным", - отметил В.Федоров. И до тех пор, пока, к примеру, понятие "транспортное средство" трактуется по-разному Правилами дорожного движения, КоАПП и Налоговым кодексом, все останется на этом уровне.

Изменить это призван активно продвигаемый В.Федоровым закон "О дорожном движении". По замыслу, он должен объединить законы "О дорогах", "О платных автомобильных дорогах", "Устав автомобильного транспорта", а также различные постановления правительства РФ и ныне действующие ПДД. Сейчас существует закон "О безопасности дорожного движения", являющийся неким прообразом этой идеи. Однако он был принят 11 лет назад и требует дополнительного внесения новых поправок.

По мнению авторов идеи, главная задача данного документа – устранить путаницу в законодательстве и установить четкие правовые отношения между участниками дорожного движения. В том числе, в эту категорию должны войти и пешеходы, и велосипедисты, то есть те, кто на практике сейчас может передвигаться по дорогам, как бог на душу положит. Неоднократно автор лично наблюдал следующую картину: люди /как правило, молодежь/ переходят Садовое кольцо или Тверскую улицу в час пик, заведомо создавая аварийные ситуации и рискуя жизнью. За этим флегматично наблюдают гаишники, предпочитая не связываться с пешеходами, а вместо этого остановить пару-тройку дорогих машин. Ведь здесь можно надеяться, что спешащий по своим делам водитель предпочтет не ввязываться в долгие дебаты и утяжелит кошелек сотрудника ГАИ на 50-100 руб. Легко и выгодно…

О коррупции в ГАИ – одной из основных бед дорожного движения по-российски – В.Федоров на пресс-конференции тоже говорил. Как известно, наших автолюбителей, впервые оказавшихся в Европе, больше всего поражают не скоростные хайвеи, и не развитая дорожная сеть, когда на приличную дорогу можно рассчитывать даже в самой глухой деревне. А то, что местные гаишники не берут взяток. И даже не пытаются их вымогать.

По словам В.Федорова, решить эту проблему, имеющую глубокие корни, одним лишь принятием обсуждаемого закона невозможно. "Необходим целый комплекс мер по борьбе с этим злом" – произнес он, в общем-то, банальную в данной ситуации фразу. По его мнению, здесь необходима слаженная работа законодателей. Он не пояснил, правда, какие именно законы отучат взяточников от поборов, а водителей – от дачи оных. Лишь привел характерный пример недавно попавшейся ему на глаза штрафной квитанции. Эти 50 руб должен был заплатить водитель-украинец, оштрафованный, кстати, совершенно справедливо. Для того, чтобы совершить оплату, ему необходимо было без ошибок заполнить квитанцию по установленной форме. И это по силам далеко не каждому. В банке за помощь в оформлении квитанции взимают дополнительную плату в 20 руб, итого 50 руб превращаются в 70. Но и это еще не конец – для того, чтобы завершить эту историю, водитель должен отдать эту квитанцию именно в том регионе, где совершил правонарушение. В случае с упомянутым украинцем это было сложно – он уже успел отъехать на несколько сотен километров. Работа, знаете ли, не ждет. При всем этом, с непогашенным на территории чужой страны штрафом на границе его могут ожидать серьезные проблемы. Конечно тем, кто имеет постоянную регистрацию на "месте преступления", проще. Но не намного. В любом случае, большинство предпочитает отделаться 50 рублями в карман гаишника на месте. Видимо, в этом и состоит главная задача законодателя: упростить процесс уплаты штрафа. Кстати, большую роль играет и "культура на местах". По словам В.Федорова, его долгая практика показала, что, например, в Сибири взяток берут меньше. Там в какой-то мере сохранился патриархально-деревенский уклад, и, если тот или иной гаишник возьмет взятку, об этом назавтра узнает вся округа. Вообще, по мнению экс-главы ГИБДД, процесс взимания взяток нужно вывести из-под контроля МВД. Видимо, тогда и наступит вожделенное упрощение.

Но вернемся к предложенному В.Федоровым законопроекту. В нем есть ряд революционных предложений, которые в большинстве своем не порадуют автолюбителя. Во-первых, предлагается ввести 13 категорий автомобилистов вместо пяти, во-вторых, ужесточить медицинские требования к водителям ТС. Также предложено запретить эксплуатацию автомобилей, не соответствующих экологическим требованиям. Зато права можно будет получать с 16 лет, а не с 18, как сейчас. Предлагается упорядочить и требования к комплектации транспортного средства. Так, например, для различных автомобилей по-разному должна будет комплектоваться аптечка с лекарствами. Будут уточнены правила перевозки детей, регулирование парковок и стоянок в городах, работа снегоуборочной и другой техники на улицах города. Определят, кто будет отвечать за оборудование остановок и установку дорожных знаков. Сейчас это отдано на откуп местным властям, у которых нередко не хватает средств. В законе обязательно уточнят правила движения в тоннелях - исходя из печального опыта Швейцарии и Франции, где таких тоннелей немало. Упорядочат и критерии, по которым водителя могут лишить прав на управление автомобилем.

Кроме того, если документ в его нынешнем варианте пройдет все инстанции, максимальная скорость движения в городе может быть снижена с 60 до 50 км/ч. Бесспорно, на некоторых участках, особенно в час пик, и 20 км/ч – много. Но иногда, например, в выходные, когда город пуст, можно ехать и быстрее, чем водители и пользуются. Ограничение лишь добавит гаишникам оснований для поборов, ведь сейчас степень серьезности наказания зависит от величины превышения. Максимальное превышение - более чем на 60 км/ч – может грозить отъемом прав на два-три месяца. Кроме того, предлагается ввести наказание за использование летней резины в зимнее время – сразу отвозить машину на штрафстоянку. Правда, к властям законопроект тоже предъявляет более суровые требования: например, необходимо четко регламентировать, при каких условиях сотрудник ГАИ может требовать помещения машины на штрафстоянку.

Авторы законопроекта смягчили и свое отношение к праворульным машинам. Как известно, В.Федоров является их убежденным противником, и не раз настаивал на их полном запрете. Однако в нынешнем виде законопроект не будет запрещать праворульные автомобили. Это, напомним, в свое время даже пообещал россиянам Владимир Путин, отвечая на вопросы в ходе проведения телемоста. Так что пока "праворулькам" разрешат бегать по российским дорогам. Вопросы ограничения их допуска на дороги будут решаться согласно техническими регламентами, сообщил В.Федоров. Правда, он еще раз подтвердил свое мнение, что им "не должно быть жизни на российских дорогах". Балльная система, о которой раньше много говорилось, данным законом также прописана не будет. Однако, по словам В.Федорова, она так или иначе получит законодательное подтверждение.

Итак, как мы поняли, принципиальных вопросов вроде борьбы с коррупцией и состояния дорог закон не решает. Отдельно будут приняты и постановления об увеличении штрафов. Сейчас в Госдуме ко второму чтению готовятся поправки в КоАПП, в несколько раз увеличивающие штрафы за нарушение правил дорожного движения. Так что, возможно, этот документ увидит свет раньше, чем предложенный В.Федоровым законопроект. Последний может быть внесен в Госдуму не раньше 2008 г. Если на то будет политическая воля и средства для финансирования предложенных мероприятий. И, возможно, в окончательном виде он будет совсем не таким, как описано в этой статье.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала