Малый бизнес в России больше, чем малый. Еще до открытия собственного дела предприниматель вынужден преодолеть множество бюрократических препон и получить множество разрешений от различных инстанций. То, что малый бизнес по-прежнему продолжает испытывать избыточное административное давление, в очередной раз признал премьер-министр Михаил Фрадков. Члены совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве более двух часов обсуждали, как государство может облегчить жизнь предпринимателю.
"Ситуация далеко не такая, которую хотелось бы видеть в этой сфере. Предприятия продолжают испытывать избыточное давление со стороны контрольных и надзорных органов, в ряде случаев ущемляются интересы предпринимателей, предъявляются необоснованные требования, что, по сути, создает предпосылки для злоупотребления и коррупции", - сказал председатель правительства. Поэтому уже сейчас нужно определить меры, которые позволят качественно улучшить ситуацию.
Премьера поддержал и глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, среди малых предпринимателей проводился опрос, в результате которого выяснилось, что на всевозможные незаконные выплаты они тратят около 9,6 проц от своей среднемесячной выручки. В свою очередь президент "ОПОРы России" Сергей Борисов добавил, что сохраняются значительные проблемы во взаимодействии предпринимателей с правоохранительными органами. В частности, речь идет о действиях милиции на потребительских рынках. Сотрудники милиции имеют возможность составлять протоколы по любому поводу, например, о пожарных или санитарных нарушениях, хотя не имеют соответствующей квалификации. Это тоже существенным образом дезорганизует работу малых предприятий.
Налицо необходимость кардинального изменения закона о порядке проведения контроля и надзора - полный отказ от проведения плановых проверок, за исключением объектов химической, ядерной промышленности и других опасных производств. Соответствующий законопроект уже достаточно длительный срок согласовывается с 22 министерствами и ведомствами. "Надеюсь, мы сможем, наконец, его вытолкнуть", - посетовал Г.Греф.
Еще одной острой проблемой малого бизнеса, требующей значительных капиталовложений, остается взимание платы за присоединение к сетям инфраструктурных монополий, в первую очередь, электрическим. Сейчас в Москве с юридических лиц за подключение одного киловатта электроэнергии взимается 45 тыс руб. "Для открытия одного небольшого ресторана надо минимум 40 кВт, то есть необходимо заплатить 1,8 млн руб за один раз", - сказал Г.Греф.
Он уже неоднократно высказывал свое мнение по этому вопросу. В результате Минэкономразвития подготовило конкретные предложения по регулированию механизма взимания платы за подключение к энергомощностям. Так, министерство предлагает внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс - сейчас плату за присоединение к электросетям предприятиям приходится отчислять из чистой прибыли, а нужно, чтобы она была отнесена к себестоимости продукции. Кроме того, Минэкономразвития выступает за возрождение механизма бюджетных субсидий в этой сфере, либо за резкое снижение размера платы за присоединение малых предприятий к электросетям. Эти инициативы уже представлены в правительство, так что, скоро будут вынесены на рассмотрение кабинета министров.
Другим препятствием работы малых бизнесменов остается обязательность использования кассовых аппаратов. Вопрос об отмене применения касс плательщиками единого налога на вмененный доход уже давно дискутируется в правительстве, но решения по нему до сих пор нет - соответствующий законопроект не удается согласовать с Минфином.
Содержание контрольно-кассовых машин обходится малому предпринимательству ежегодно в 20 млрд руб, хотя нет никаких мотивов для продолжения подобной практики. "Нужно Ваше личное вмешательство", - сказал Г.Греф, обращаясь к М.Фрадкову. "Только Вы можете поставить в этом вопросе точку, и это будет большой подарок малому бизнесу", - добавил он. Г.Грефа поддержал и С.Борисов. "Вопрос до сих пор не решен. Мы просим от правительства ясности в этом вопросе", - сказал он. Существующая система налогообложения не стимулирует развитие малого бизнеса, сохраняется фискально-плановый подход при проведении налоговых проверок, что ведет к злоупотреблениям, убеждал глава "ОПОРы" премьер-министра.
Однако М.Фрадков сразу не сдался. Он поинтересовался у Г.Грефа и С. Борисова, насколько реальными сейчас являются малые предприятия. "Меня интересует вопрос качества малого предпринимателя. Он реальный собственник? Так как эти льготы играют в позитив, если это не спекуляция, если он реально трудится… если это так, то мы можем и кассовые аппараты отменить, и льготы предоставить", - заявил премьер-министр.
С.Борисов заверил собравшихся в зале, что сейчас уже все больше малых предпринимателей становятся реальными собственниками бизнеса. Если раньше 2/3 малых предприятий вели теневой бизнес, то сейчас уже – 1/3, и критическая масса малых предпринимателей ведет легальный бизнес.
Г.Греф тут же озвучил очередную инициативу своего министерства. Минэкономразвития предлагает возложить финансовую ответственность на учредителей юрлиц. "Надеюсь, таким образом, часть квази-малого бизнеса, когда на одного человека регистрируются сотни фирм-однодневок для проведения внешнеэкономических операций и возврата НДС, уйдет", - сказал Г.Греф. Выслушав все мнения, М.Фрадков поручил ускорить принятие законопроекта об отмене обязательности кассовых аппаратов и решить проблему с льготами для малого бизнеса по плате за подключение к электросетям.
Но, несмотря, на все трудности, малые предприниматели не сдаются. Их число ежегодно растет. На начало 2007 г в России было зарегистрировано 1 млн 037 предприятий, на которых трудятся 9,5 млн человек. Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий за 2006 г возрос на 40 проц до 171,3 млрд руб. К сожалению, пока львиная доля малых предприятий заняты в сфере торговли, а число компаний, занимающихся наукой и разработкой информационных технологий, составляет лишь 2 проц. К 2020 г ситуация должна измениться в другую сторону – Минэкономразвития уже прописало индикаторы для развития малого бизнеса на долгосрочную перспективу.