Задачи Рослесхоза:
1. Реорганизация лесного хозяйства;
2. Эффективное межведомственное взаимодействие, в том числе контроль и надзор за исполнением субъектами РФ переданных полномочий;
3. Реформирование лесной науки и совершенствование лесного образования.
I блок – Реорганизация лесного хозяйства
Результаты работы по первому блоку всем присутствующим известны, о них докладывалось на различных уровнях.
Наши задачи второго полугодия:
- провести лесорастительное районирование лесов России,
- сформировать границы новых категорий лесов,
- установить границы лесничеств и лесопарков. До 10 июня мы закончим утверждение схем лесоуправления субъектов РФ.
Кроме того, предстоит трудоемкая работа по методическому сопровождению процесса разработки и принятия новых документов лесоуправления:
- лесных реестров и лесных планов в разрезе субъектов РФ,
- лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Кроме этого, в этом году нам необходимо завершить создание Центра государственной инвентаризации лесов и Центра лесозащиты и селекционного семеноводства. Осталось решить технические вопросы.
II блок - Реформирование лесной науки.
Реформирование ориентировано на разработку и адаптацию современных технологий, решение прикладных задач лесного хозяйства.
С этой целью мы увеличиваем финансирование лесной науки второй год подряд в три раза и реструктурируем научно-исследовательские институты. На базе 7 институтов создаем два головных института и Центр внедрения на основе Воронежского института генетики.
О совершенствовании лесного образования. Задача – увеличить количество подготовленных специалистов, повысить качество обучения. Предполагаем ввести до 10 новых видов профессий, среди которых – лесопатологи, таксаторы, лесничие. Также будем обучать людей работе на всех видах машин и механизмах. На решение этих задач запланировано израсходовать 400 млн. рублей.
III блок – Эффективное межведомственное взаимодействие
Задачу обеспечения межведомственного взаимодействия считаю главной.
Созданы органы, охватывающие широкий спектр направлений деятельности. Это:
1.Лесная коллегия;
2. Межведомственные советы по борьбе с нелегальным оборотом древесины, по координации и взаимодействию в тушении лесных пожаров, по структурным преобразованиям;
3. Общественный совет Рослесхоза.
Целью их создания являются:
- координация действий;
- информационный обмен;
- взаимодействие с общественностью.
В связи с этим нами до конца текущего года планируется ряд межведомственных мероприятий. Это проведение совещаний по проблемам нелегального оборота древесины в Дальневосточном округе, охраны лесов от пожаров в Алтайском крае, использования земель лесного фонда, а также участие в работе лесопромышленного форума в г. Санкт-Петербурге.
Контроль и надзор за исполнением субъектами РФ переданных полномочий.
Совместно с МПР России нами организована и внедрена система контроля и надзора за исполнением субъектами РФ полномочий. Это позволит обеспечить ежегодную оценку состояния лесов и деятельности субъектов Российской Федерации в области использования леса, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также по финансовому блоку.
Система основывается на применении трех инструментов:
- статистическом;
- дистанционном;
- методе прямого обследования.
Первый главный итог контроля и надзора - 11 апреля 2007 г. утверждены 9 целевых прогнозных показателей и формы отчетности о расходовании субвенций. Значения показателей разработаны и направлены нами в региональные научно-исследовательские институты с целью апробации.
Отчетность по всем 9 показателям представляется субъектами РФ по итогам года.
Оценка работы субъектов РФ в этом году будет производиться по отчетам о расходовании субвенций
Мы провели анализ отчетности за I квартал.
Первые результаты анализа таковы:
- 11% субъектов РФ в срок представления отчетов не уложились;
- 15% отчетов представлены с ошибками;
Касаясь направлений расходования субвенций отмечу, что 75% средств направлено на содержание лесохозяйственного аппарата, около 10% - на содержание органа управления лесами субъекта РФ, 15% - на выполнение работ.
Нашими задачами в этом направлении являются:
1. В июле довести до территорий значения показателей;
2.Осуществление сбора и анализа отчетов;
3.Отладка системы планирования, составления и представления субъектами РФ статистической отчетности.
Применяемые нами дистанционные методы контроля и надзора /это - мониторинг лесопользования, лесопожарный и лесопатологический мониторинги/ показали первые основные результаты.
Охрана лесов от пожаров. По информации, поступающей от субъектов Российской Федерации, их готовность к пожароопасному сезону составляет 100%. В органах муниципальных образований утверждены оперативные планы по борьбе с лесными пожарами, введено круглосуточное дежурство по приему сообщений, проведена подготовка кадрового состава.
По состоянию на 1 июня 2007 г. в лесном фонде зарегистрировано 5,2 тысячи лесных пожаров, которыми пройдено 207,8 тыс. га лесной площади.
Необходимо отметить, что несмотря на позитивные рапорты из регионов, удельные показатели по лесопожарной обстановке свидетельствуют об обратном. Ликвидировано пожаров в день обнаружения в 1,5 раза меньше, средняя площадь одного лесного пожара в 1,7 раза больше, чем в прошлом году. Это все-таки говорит о недостаточном уровне подготовки и квалификации субъектов РФ в деле охраны лесов от пожаров. Считаю, что меры, предпринятые в направлении исправления ситуации – перераспределение субвенций на сумму 987 млн. рублей с 3 и 4 кварталов текущего года на 2 квартал, увеличение размера субвенций, организация межрегионального маневрирования силами и техническими средствами авиалесоохраны должно способствовать исправлению ситуации.
Результаты работы субъектов по воспроизводству лесов можно признать удовлетворительными. В 18 субъектах годовые объемы работ выполнены полностью, общая оценка результатов работ – 61,5 %.
Анализ поступления платежей за использование лесов в бюджетную систему показывает снижение наполняемости бюджетов. Так, платежи в федеральный бюджет упали на 13%, в бюджеты субъектов – на 31%. В первом приближении это говорит о несовершенной ценовой политике субъектов. Однако считаю, что окончательные выводы делать еще рано, показательными должны стать результаты нашего мониторинга по текущему году и первому кварталу 2008 года.
Остановлюсь на данных мониторинга использования лесов.
Были проведены межведомственные комплексные проверки в Карелии и Читинской области, результаты которых всем известны.
Но хочу отметить и позитивные тенденции. За 4 месяца текущего года заготовка древесины выросла на 6,6 процентов, переработка - на 18%. Эта тенденция явилась результатом принятого курса Правительства на ожидаемое введение заградительных таможенных пошлин по экспорту круглого леса.
Перед нами - приоритетные задачи по развитию лесопромышленного комплекса, вытекающие из послания Президента и решений Правительства.
Мы видим их решение в формировании системы ускоренного предоставления лесных участков. С этой целью в лесном законодательстве нужны изменения, касающиеся упрощения процедуры формирования лесных участков; проведения кадастрового учета на основе лесоустройства; переноса сроков подготовки лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, выдачи разрешительных документов на лесопользование до 1 января 2009 г.
Ставим задачу: в июле этого года поправки должны быть приняты.
По вопросу повышения транспортной доступности лесных ресурсов предварительные расчеты показывают необходимость строительства около 6 тыс. лесных дорог. Это требует проработки с лесопромышленниками. Задача – выполнить до 1 октября текущего года.
Мы не должны оставаться в стороне от формирования приоритетных инвестиционных проектов в части подготовки и защиты наших предложений.
В качестве критериев отбора проектов мы предлагаем использовать не только объем инвестиций, а и размер добавленной стоимости.
Нами определены подходы к формированию модели инвестиционных соглашений.
В июле предстоит усовершенствовать механизм финансирования тушения лесных пожаров при чрезвычайных ситуациях. Решение о создании резервного фонда уже принято, механизм согласован с Минэкономразвития и Минфином. Предстоит провести решение в Государственной Думе /внести поправки в закон о бюджете/ и в правительстве /определить методику расходования бюджетных средств/. Ожидаемый объем резервного фонда – около 700 млн. рублей. Установленный срок – 1 июля 2007 г.
Также нам необходимо завершить все вопросы по дополнительному финансированию расходов, касающихся 2007 г. и трехлетки 2008-2010 гг. в течение летней сессии.