И хотя его слова прозвучали весьма неопределенно, риск повышения налогов тем не менее вполне реален. По нашей оценке, предприятия ряда добывающих отраслей промышленности в России действительно в настоящее время получают сверхприбыли: например, рентабельность капитала Норильского Никеля составляет 50%.
Кроме того, налоговое бремяв сырьевых отраслях распределено неравномерно: так, компании с наиболее щадящим режимом налогообложения (Уралкалий)платят всего 20% валовой прибыли, а предприятия нефтяной промышленности - почти 80%.
На наш взгляд, больше всего подвергаются риску повышения налогов предприятия цветной металлургии (такие как Норильский Никель) и производители удобрений (например, Уралкалий).На втором месте - угледобывающая и сталелитейная отрасли. Нефтяной сектор уже платит высокие налоги, газовый - тоже, хотя и не столь высокие, как нефтяной. К тому же Газпром обладает наибольшим политическим влиянием.
Теоретически придавать особого значения замечанию, сделанному в контексте избирательной кампании, не следует. Однако сама проблема вполне реальна, и угроза повышения налогов сохраняется. Поэтому мы в очередной раз выражаем нашу позицию: инвесторам следует делать ставку скорее на сектора, ориентированные на внутренний рынок и меньше значения придавать сырьевым отраслям.
*Котировки акций смотрите здесь.