Об этом свидетельствуют данные общероссийского опроса, проведенного Фондом общественного мнения /ФОМ/ по заказу "Группы Ренессанс страхование". Какие виды страхования популярны среди россиян, какие страховки они хотели бы иметь в будущем, а также на какие факторы обращают внимание при выборе страховщика, расскажет ПРАЙМ-ТАСС.
Как отметила на презентации исследования руководитель проекта ФОМ Людмила Преснякова, почти 2/3 россиян так или иначе проявили интерес к страхованию. Однако не все себе это могут позволить. Именно поэтому в исследовании основной акцент был сделан на тех, кто может воспользоваться услугами страховщиков, то есть живет в относительном достатке и имеет свободные средства, которые могут быть в числе прочего потрачены на страхование. К категории граждан с высоким доходом отнесли себя 20 проц опрошенных, при этом средний доход на человека в месяц в этой группе составляет 10,4 тыс руб.
Исследование показало, что 53 проц таких граждан /"сегодняшние" потребители/ уже включены в потребление страховых услуг, еще 29 проц /"завтрашние" потребители/ проявляет интерес к страхованию. Таким образом, по расчетам ФОМ целевая группа потребителей составляет 17,7 млн человек. Среди "сегодняшних" пользователей только треть можно отнести к активным, то есть тем, которые имеют более 1 страхового полиса. Вместе с тем, даже те, кто имеет только одну страховку, хотят расширить свою страховую защиту за счет других видов страхования.
Чаще всего среди уже используемых страховых продуктов участники опроса называли ОСАГО и добровольное медицинское страхование /ДМС/. Первое – обязательно в силу закона, а ДМС в большинстве случаев входит в состав предлагаемого работодателем соцпакета и не является осознанным выбором. Таким образом, можно констатировать, что ДМС и ОСАГО наиболее распространены, но не наиболее популярны, считает Л.Преснякова. Если говорить о добровольном выборе, то сейчас лидируют страхование имущества и автокаско /см. Таблицу 1/.
Таблица 1. Услуги, которыми пользуются "сегодняшние" потребители
Примечательно, что иерархии востребованных и используемых услуг существенно отличаются. На вопрос о том, какой услугой хотели бы пользоваться "сегодняшние" потребители страховых услуг больше всего ответов пришлось на страхование имущества /см. Таблицу 2/. Также наибольший интерес вызывает этот вид страхования и у "завтрашних" потребителей /см. Таблицу 3/. Примечательно, что очень высок запрос на страхование от несчастного случая и страхование жизни. Л.Преснякова считает, что эти данные говорят о том, что у людей созревает потребность в финансовых инструментах, которые позволяют обеспечить не только сохранность своего имущества, но и свои возможности по обеспечению определенного уровня жизни.
Таблица 2. Услуги, которыми хотят воспользоваться "сегодняшние" потребители
Таблица 3. Услуги, которыми хотят воспользоваться "завтрашние" потребители
"Подтвержденное исследованием наличие высокого интереса к страхованию имущества и ДМС со стороны целевой аудитории заставляет страховые компании идти ей навстречу - разрабатывать новые продукты, исходя из потребностей конкретных клиентских сегментов, искать новые пути их продвижения и изменять подход к медицинскому страхованию частных клиентов, - считает исполнительный президент "Группы Ренессанс страхование" Сирма Готовац. – Например, "Ренессанс страхование" запускает новый продукт, отвечающий международным стандартам и пока не имеющий аналогов в России. Его основная идея – мотивация клиента к ведению здорового образа жизни. Скидки, бонусы, дополнительные услуги стимулируют клиентов предпринимать реальные шаги по улучшению своего здоровья, контролировать влияющие на здоровье факторы /вес, давление, уровень сахара, холестерина, физическую активность, отказаться от вредных привычек/".
Обострение конкуренции на страховом рынке привело и к изменению критериев выбора страховой компании. Как свидетельствуют данные опроса, качество обслуживания /29 проц/ стало не менее значимым, чем цена /30 проц/. Однако решающим фактором /43 проц/ остается - репутация компании. По мнению Л.Пресняковой, такая иерархия критериев выбора подтверждает тот факт, что уровень недоверия к финансовым услугам все еще велик и надежность компании выходит на первое место.
По мнению С.Готовац, конкуренция на страховом рынке будет только усиливаться, при этом приход иностранных компаний, таких как Allianz, AXA и Zurich, которые имеют высокие стандарты обслуживания клиентов, задает высокую планку для всех игроков. Она уверена, что в конкурентной борьбе выиграют только те компании, которые смогут предложить своим клиентам продукты, основанные на анализе их реальных потребностей. Пока россияне тратят на страхование в среднем 130 долл в год, удастся ли страховщикам совершить прорыв и сделать страхование более массовым, покажет время.