Мест для прокладки новых трасс в Москве практически не осталось, да и существующие дороги расширить фактически не возможно. Титанические усилия по борьбе с дорожными пробками вынуждают столичных градоначальников серьезно заняться вопросом освоения недр. Прокладка новых подземных трасс – тоннелей становится актуальным проектом дорожного строительства в Первопрестольной. В ближайшие 13 лет в Москве будет сооружено 12,5 км подземных трасс. Одна из них – тоннель под музеем-заповедником "Коломенское" - сможет претендовать в плане протяженности на европейский рекорд. Его длина в 4,85 км окажется на 350 м протяженнее нынешнего "рекордсмена" – тоннеля в Дублине.
Станет ли "массовое" строительство подземных путепроводов "палочкой-выручалочкой" для трафика Москвы, города, в котором автомобилисты все острее ощущают на себе сложившийся "перекос" между темпами строительства новых дорог и темпами возведения жилых и офисных объектов?
По генеральному плану развития Москвы, до 2025 г в столице планируется построить три тоннеля-гиганта, сообщили представители департамента транспорта и связи мэрии. Общая протяженность новых подземных трасс составит 12,5 км. Строительство этих объектов будет "разнесено" на три этапа. Первым начнут возводить тоннель под Преображенской и Семеновской площадями. Трасса начнется с Краснобогатырской улицы. "Нырнув" в этой точке под землю на 3,2 км, она выйдет на поверхность на проспекте Буденного.
Этот подземный путепровод отнимет пальму первенства по протяженности у нынешнего "фаворита" - Лефортовского тоннеля /его длина составляет 3,15 км/. Однако второй по очереди тоннель под музеем-заповедником "Коломенское", который пройдет через район Нагатинского затона к станции метро "Печатники", окажется еще длиннее – его протяженность составит 4,85 км. Между тоннелем и расположенной еще ниже линией метро будет располагаться четырехполосная магистраль. Похоже, принцип многоуровневого дорожного "бутерброда" становится одним из главных в строительстве новых трасс.
Третья подземная автомагистраль длиной в 4,5 км пройдет под Борисовскими прудами.
Тот факт, что московские власти решили активно "разрывать" подземные территории на Востоке и Юго-Востоке Москвы, самые загруженные в плане движения транспорта округа столицы, выглядит вполне логичным. Например, чтобы сейчас попасть с Варшавского шоссе на соседнее Каширское, нужно доехать до тоннеля на развилке этих двух магистралей, поскольку эти важнейшие для города трассы разделены железной дорогой. В частности, жителям соседних районов приходится объезжать "железку" по МКАД или через центр города. Фактически стала "общим" местом проблема передвижения по городу без заезда в его центральную часть. Похоже, этот вопрос вскоре будет частично снят.
Три подземных тоннеля станут частями намеченных Южной и Северных рокад, представляющих собой бессветофорные трассы. Рокада – это новый подход в дорожном строительстве, позволяющий связать между собой окраины города и организовать транзитное движение, минуя центр.
Так тоннель под условным номером 1 /под Преображенской и Семеновскими площадями/ станет участком Северной рокады, которая, в свою очередь свяжет северные районы с югом города. Северная рокада начнется в районе Бусиновской эстакады, затем пойдет в направлении Ленинградки /реконструкция которой идет полным ходом/. А к 2012 г трасса станет частью Северной рокады, через Фестивальную улицу /м. "Речной вокзал"/, собственно Ленинградское шоссе, Четвертое транспортное кольцо /м."Динамо"/, затем попадет на улицу Академика Королева /который превратится в проспект Королева/, далее попадет на проспект Буденного, затем в Кожухово. И, наконец, трасса "вырвется" к МКАД.
Согласно Генеральному плану развития Москвы до 2025 г, Северную рокаду начнут возводить в 2009 г. Закончить строительство хотят в 2012 г. С нового дорожного "радиуса" /Северная рокада повторяет контуры Садового кольца/ возможны многочисленные съезды. С улицы Королева будет возможность выехать на платную трассу Москва-Петербург. С Северной рокады можно будет попасть и на платную дорогу Москва-Ногинск.
А уже в этом году дорожники приступят к возведению второй рокады – Южной, которую также хотят построить к 2012 г. Эта магистраль свяжет Запад и Юго-восток Москвы. Трасса соединит между собой Балаклавский проспект, Варшавское и Каширское шоссе и упрется в улицу Борисовские пруды. Как указывалось выше, в этом месте трасса "наткнется" на тоннель под условным номером 2 и опустится на под землю под парком "Коломенское".
Московские власти с пиететом говорят о том, что все столичные парки и места отдыха горожан, в частности, "Царицино", "Коломенское", "Лосиный остров", "Филевский" в результате масштабного дорожного строительства не пострадают. Все тоннели, которые предполагается соорудить на Четвертом кольце /а в них будет по четыре полосы движения в одну сторону/, пройдут под столичными парковыми зонами.
Напомним, что кроме рокад с гигантскими тоннелями в Москве уже начато строительство 4-го транспортного кольца, первый участок которого от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе планируется сдавать в 2011 г.
Можно еще долго заниматься перечислением новых транспортных маршрутов и развязок, возводимых и планируемых к возведению в Москве. В конце прошлого года, например, с триумфом открыли часть новой скоростной трассы на западе столицы – Краснопресненского проспекта, "изюминкой" которого стал уникальный многоуровневый Живописный мост. Столичные дорожники, погоняемые мэром Ю.Лужковым, работают отчаянно и с должным рвением, стараясь в ближайшие годы восполнить простой в дорожном строительстве 90-х годов прошлого века.
Градоначальники уверены, что активизация процесса по возведению новых трасс позволит снять проблему пробок в Москве. Заместитель мэра Владимир Ресин вообще уверен, что через 10 лет заторы на улицах Первопрестольной исчезнут.
Скептики же считают, что пробки в Москве никуда не денутся. Темпы строительства жилья и офисов в столице - одни из самых высоких в мире. Жить и работать в Москве дорого, но престижно. Стоимость квадратных метров в городе продолжает расти, а девелоперы продолжают снимать "сливки" и получить солидную прибыль с реализуемых на рынке недвижимости проектов.
Строительство же дорог, несмотря на ударные темпы, не поспевает за растущими как грибы новыми объектами. Соревнование между дорожниками и девелоперами, похоже, выигрывают последние. Причем документация по обоим бизнес-направлениям получают в одном мести – в мэрии, и, похоже, в процессе задействованы одни и те же ответственные чиновники. И если получение подряда на строительство жилья и офисов сулит компаниям огромную прибыль, то строительство дорог – дорогой и не окупаемый в инвестиционном плане проект.
В мэрии считают неактуальным доносить до федеральный властей жалобы о нехватке бюджетных средств на строительство новых трасс в Москве. На Тверской поняли, что эти проекты следует воспринимать как показатель социальной ответственностей властей города перед его жителями. А не заставить ли компании, занимающиеся активным жилищным строительством в Москве, в качестве "нагрузки" заняться инвестированием средств, полученных в виде прибыли от основного бизнеса, в то же дорожное строительство? Может быть, в этом случае проблема трафика в Москве будет решена?