Рейтинг@Mail.ru
Отказ президента Таджикистана приехать на саммит ЕврАзЭс стоит порядка 3 миллиардов долларов. Своим демаршем Рахмонов добивается от Москвы эксклюзивного финансирования таджикской экономики - 13.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Отказ президента Таджикистана приехать на саммит ЕврАзЭс стоит порядка 3 миллиардов долларов. Своим демаршем Рахмонов добивается от Москвы эксклюзивного финансирования таджикской экономики

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Саммит глав государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭс/, намеченный на 4 февраля, начинается со скандала. В нем может не принять участия президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Сославшись на энергетический кризис в Таджикистане, он отменил визит в Москву, а также участие в саммите ОДКБ.

Демарш президента Таджикистана уже дал повод для спекуляций относительно того, что Душанбе в дальнейшем может объявить о своем выходе из ЕврАзЭс и, следовательно, последовать примеру Узбекистана, который в ноябре 2008 года заявил о приостановлении своего членства в этой организации. В этой связи следует отметить, что нынешний конфликт между Москвой и Душанбе, выраженный, в частности, в отказе Э.Рахмонова приехать в Москву, возник на почве водно-энергетических разногласий между Таджикистаном и Узбекистаном. В СМИ высказываются предположения относительно того, что Э.Рахмонов отказался от визита в Россию после того, как президент РФ Дмитрий Медведев на переговорах с президентом Узбекистана Исламом Каримовым 22-23 января заявил, что в энергетических проектах в Средней Азии Россия примет участие только при согласии всех сторон.

Чтобы понять природу уязвленного самолюбию таджикского лидера после договоренностей Д.Медведева и И.Каримова, следует подчеркнуть, что наибольшими водно-энергетическими ресурсами в регионе обладают Таджикистан и Киргизия, а наибольшими потребностями в них - Узбекистан и Казахстан. Наибольшие разногласия в сфере водной энергетики существуют между Узбекистаном и Таджикистаном. Таджикистан, находящийся в глубоком социально-экономическом кризисе, намерен в одностороннем порядке принимать решение о достройке своих энергетических объектов. Такая позиция Душанбе вызывает недовольство Узбекистана: и без того сталкивающийся с крайней нуждой в воде, он может оказаться перед лицом экологической катастрофы. Если Таджикистан на своих энергетических объектах сконцентрирует объёмы воды, поступающие в соседнее государство, то даже двухнедельное "обезвоживание" Узбекистана в весенний или летний период приведет к потерям почти половины объемов производимой в стране сельхозпродукции, того же хлопка.

До последнего времени Россия рассматривалась Таджикистаном в качестве главного инвестора в энергетику страны. Однако крайняя непрозрачность экономических решений и высокая стоимость "административных издержек и рисков" в этой стране оттолкнули российских, а затем и иранских инвесторов от инвестирования в её энергетику.

Таким образом, зависимость Таджикистана от экономической помощи России существенная, и, тем более, очень странным, на первый взгляд, выглядит демарш Э.Рахмонова в отношении Москвы.

Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, "пока до конца не понятно, приедет ли или нет в Москву Рахмонов. В любом случае, конфликт между Таджикистаном и Россией, прежде всего, не выгоден Душанбе. Поэтому логично предположить, что Рахмонов будет настаивать на особых личных переговорах с Медведевым". Возможно, президент Таджикистана пытается добиться встречи с российским президентом вне контекста саммита ЕврАзЭс и ОДКБ, чтобы максимально дистанцироваться от руководства Узбекистана.

"Не исключено, что Рахмонов добивается личной встречи с Медведевым, чтобы актуализировать проблему повышения российских выплат за военные объекты России на территории Таджикистана. Сейчас эти выплаты фактически символические, в частности за базирование бывшей 201 мотострелковой дивизии, преобразованной затем в базу. Это также относится и к военно-космическому объекту России, расположенному недалеко от Нурекской ГЭС", - продолжает А.Грозин. По его мнению, в публичную плоскость вышел скандал вокруг Рогунской ГЭС после того, как Д.Медведев, находясь в Узбекистане и отвечая на вопрос местного СМИ, заявил, что Россия, участвуя в крупных гидроэнергетических проектах в Центральной Азии, будет учитывать мнение третьих стран. В Душанбе российскому послу тогда вручили ноту: в документе выражалось недоумением по поводу этого высказывания. В ответ в Москве был вызван в МИД РФ таджикский посол.

Водно-энергетический торг Душанбе с Москвой непосредственно проецируется на планы по достройке Рогунской ГЭС, причем Таджикистан по-прежнему надеется на финансовую помощь РФ. "Кто даст на проект по Рогунской ГЭС порядка 3 миллиардов долларов, тот фактически сворачивает проекты в Узбекистане. Таков размен", - говорит А.Грозин. При этом он считает, что инвестиционная отдача от Таджикистана незначительная, ведь страна кроме гидроэнергетики обладает лишь запасами алюминия. "В этом плане Узбекистан, - продолжает он, - выглядит более привлекательным, например, исходя из имеющихся у него запасов газа".

Узбекистан опасается оказаться без воды для орошения и выступает против достройки Рогунской ГЭС без учета его мнения. Эта позиция вполне обоснованная, соглашается А.Грозин, полагая, что нельзя исключать в будущем и того, что Таджикистан под разными предлогами, например, банальной аварии, может перекрывать доступ воды на территорию Узбекистана. "Это грозит Узбекистану потерей урожая, нельзя исключать и продовольственной катастрофы", - подчеркивает А.Грозин.

Несмотря на то, что ЕврАзЭc позиционирует себя как экономическая структура, политический компонент в ней очень серьезный. Именно политический компонент будет учитываться при оказании финансовой помощи, за которой в Москву едут некоторые участники организации. Возможно, Э.Рахмонов не хочет вставать в очередь за финансовой помощью от РФ, пытаясь получить деньги на эксклюзивной основе. Как далеко пойдет Э.Рахмонов в своем противостоянии с Москвой, пока не понятно. "Вряд ли стоит предполагать, что Таджикистан демонстративно объявит о своем выходе из ЕврАзЭс и тем более ОДКБ. Например, выход Узбекистана из ЕврАзЭс /объявлено об этом в ноябре 2008 г/ выглядит несколько двусмысленно, ведь Ташкент остался членом ОДКБ. Повторюсь, конфликт между Москвой и Душанбе, в первую очередь, не выгоден Таджикистану", - полагает А.Грозин.

Для справки: ЕврАзЭс - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, а также выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен. Помимо России, в сообщество входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. С 2002 года наблюдателями в ЕврАзЭс стали Молдавия и Украина, а с 2003 года - Армения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала