В конце января 2009 год компания ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) завершила работу над первым в России проектом «Исследование влияния эксплуатации рейдовых перегрузочных комплексов (РПК)*на природную среду и разработка комплекса мероприятий по обеспечению их экологической безопасности». Заказчик – Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли города Санкт-Петербург.
Необходимость в изучении экологических аспектов эксплуатации перегрузочных комплексов назрела после экологической катастрофы 11 ноября 2007 года. Тогда в Азовское море попало свыше 2 тысяч тонн мазута.
Теперь среди первоочередных задач администраций портовых городов, обладающих объектами РПК, стоит проведение работ по обследованию технологии перегрузки и бункеровки нефти. Санкт-Петербург стал первым городом в России, реализовавшим комплексное обследование РПК.
«Наши специалисты, – отмечает Сергей Марков, Управляющий партнер компании ФОК, – осуществили инвентаризацию всех существующих в Финском заливе и реке Неве РПК (12 объектов), провели натурные исследования технологических процессов перегрузки и бункеровки нефтепродуктов, установили основные факторы негативного воздействия данного рода деятельности на акваторию и береговой ландшафт Санкт-Петербурга».
Из 12 РПК самыми безопасными были признаны рейдовые перегрузочные комплексы, находящиеся на участке реки Невы (от устья реки Ижоры до устья реки Славянки) и якорной стоянки «5-а» в Финском заливе, в 5 км к юго-западу от поселка Песочное.
Основной риск при эксплуатации РПК – попадание в акваторию Финского залива и реки Невы нефти и нефтепродуктов. С помощью математического моделирования была определена вероятность такого попадания и составлен прогноз возможных последствий. Установлено, что самые проблемные РПК в неблагоприятных метеорологических условиях дают выброс нефти и нефтепродуктов в пределах максимально допустимого уровня загрязнения. По словам Кирилла Куликова, директора Департамента экологического консалтинга компании ФОК, «на сегодняшний день эффективность принимаемых мер по обеспечению экологической безопасности акватории и берегового ландшафта Санкт-Петербурга признана удовлетворительной».
На основе проведенных исследований специалисты компании ФОК разработали комплекс мер, снижающих экологические и связанные с ними социальные и экономические риски при эксплуатации РПК. Так, были указаны точки расположения РПК, наиболее безопасные для окружающей среды и населения Санкт-Петербурга в случае утечки нефтепродуктов, разработана система дополнительных боновых заграждений. Путем математического моделирования определены максимальные объемы бункеровки нефти и нефтепродуктов, выработан метод корреляции работ по перегрузке и бункеровке с метеоданными.
*РПК (рейдовые перегрузочные комплексы) – приспособление для перегрузки нефти и нефтепродуктов с одного судна на другое.