Рейтинг@Mail.ru
Советы директоров в эпоху перемен - в рамках Открытия Национальной премии "Директор года" состоялся круглый стол - 13.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Советы директоров в эпоху перемен - в рамках Открытия Национальной премии "Директор года" состоялся круглый стол

Читать Прайм в
Дзен Telegram

 

29 сентября в рамках Открытия Национальной премии "Директор года" состоялся круглый стол "Советы директоров в эпоху перемен", на котором с докладами выступили:

А.Г. Белова, независимый директор, ОАО "Аэропорт Шереметьево" /приглашена/

М.Л. Бергер, генеральный директор, Медиа-Холдинг "Объединенные Медиа"

А.А. Горяинова, директор по правовым вопросам, корпоративный секретарь ОАО "Мегафон"

Дж. Рохан, независимый директор, ОАО "ОГК-5"

А.А. Филатов, исполнительный директор, Ассоциация независимых директоров

Э. Хампфри, управляющий партнер, Allen & Overy Legal Services

А.Н. Шохин, президент, Российский союз промышленников и предпринимателей

Открывая круглый стол А.Н. Шохин сказал: "В современной экономике государство выступает в двух ипостасях – как регулятор отношений, возникающих между субъектами экономической деятельности, и как собственник принадлежащего ему имущества…

Не менее важное значение, чем государственное регулирование, для корпоративных отношений имеют вопросы непосредственного присутствия государственных компаний в экономике.

Если же говорить о масштабах этого присутствия, то по оценке экспертов Всемирного Банка в нашей стране доля государственной и муниципальной собственности в общей массе имущества, включённого в гражданские правоотношения, составляет более 75 процентов. В то же время мировая практика показывает, что для эффективного функционирования рыночной экономики в руках государства должно находиться не более 20-25% имущества страны.

По данным Росстата, в федеральной собственности находятся более 9 тысяч федеральных унитарных предприятий и 32 тысяч федеральных учреждений. В собственности субъектов РФ находятся более 10 тысяч унитарных предприятий и 44 тысяч государственных учреждений. В муниципальной собственности находится более 38 тысяч унитарных предприятий и 210 тысяч муниципальных учреждений.

Федеральное имущество, не закрепленное за предприятиями или учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, по данным реестра федерального имущества Росимущества включает в себя более 1 миллиона объектов недвижимости, которые находятся в пользовании более чем 4 000 юридических лиц.

По данным на 2008 год в уставном капитале около 2 800 акционерных обществ доля Российской Федерации составляет более 50%; в уставном капитале почти 500 акционерных обществ размер доли составляет от 25 до 50%; а в уставном капитале почти 1 400 акционерных обществ доля Российской Федерации составляет менее 25%. Не меньший объем участия в акционерном капитале имеют субъекты РФ и муниципальные образования.

Можно констатировать, что участие государства в экономике в качестве собственника в последнее время заметно усилилось. Об этом свидетельствует и создание госкорпораций, и активное приобретение компаниями с участием государства активов у частных компаний…

Очевидно, что при таком количестве активов встаёт также вопрос о качестве управления ими и его влиянии на корпоративные отношения в стране.

В условиях кризиса наблюдается некоторый отход представителей деловых кругов от считавшихся ранее бесспорными подходов к корпоративному управлению. Это обусловлено, и сокращением публичных размещений ценных бумаг на биржах, и возвратом многих собственников к оперативному управлению компаниями.

В таких условиях государство, проводя работу по выстраиванию системы корпоративного управления в компаниях с участием государства, может стать движущей силой в развитии корпоративного управления с стране".

Анализируя уровень корпоративного управления в госкомпаниях, А.Г.Белова отметила: "Эффективность работы большинства госкомпаний оставляет желать лучшего. В числе причин в качестве основной я бы отметила корпускулированность управленческой среды в этих компаниях, возникшей в связи с тем, что чиновники не могли тратить время на совершенствование корпоративного управления, а менеджмент не задавался вопросом оценки эффективности своих управленческих действий. Такая ситуация сложилась из-за значительной нагрузки, ложащейся на из плечи чиновников на основном месте работы, и отсутствия у них должной мотивации, а также ввиду отсутствия внешних механизмов, которые заставляли бы менеджмент и совет директоров госкомпаний инициировать совершенствование и внедрение новых управленческих технологий.

В условиях кризиса и сильной волатильности возникла необходимость изменения всей системы управления в госкомпаниях, и, соответственно, появилось большое поле для деятельности независимых директоров".

"Во времена экономического кризиса роль независимого директора важна как никогда, – подчеркнул в своем выступлении Дж. Рохан. - Когда компании пересматривают стратегии, деловая активность и твердость независимого директора обеспечивают мониторинг как внутреннего состояния компании, так перспектив для совета директоров. Компания, которая снижает роль или значимость независимого директора, обрекает себя на дополнительные проблемы".

В продолжение разворачивающегося обсуждения А.А. Филатов провел краткое сравнение составов и структуры советов директоров государственных и частных компаний:

"По результатам проведенного Ассоциацией независимых директоров исследования "Портрет независимого директора в российских компаниях в 2009 году", можно сравнить качество корпоративного управления 156 компаний, в которых есть независимые директора /генеральная совокупность/, с 35 ведущими компаниями с государственным участием, где также присутствуют независимые директора. Если быть кратким, то результаты сравнения таковы:

Представленность независимых директоров в ведущих госкомпаниях практически совпадает с показателями генеральной совокупности /27,6% против 28,1%/.

В советах директоров госкомпаний доля представителей акционера выше /59,4% против 55,5% в целом по выборке/, что соответствует концепции государства о введении в состав советов наряду с независимыми директорами профессиональных поверенных /ровно в два раза больше, то есть, на одного независимого двух представителей государства, не являющихся чиновниками/

Доля представителей менеджмента в советах директоров госкомпаний ниже /13,0%/ по сравнению с генеральной выборкой /16,4%/.

В советах директоров госкомпаний заметно меньше иностранных директоров /16,9% против 43,1%/, в них больше, чем в частных компаниях, женщин и более молодых директоров /более половины независимых директоров госкомпаний моложе 50 лет против 42% в среднем по выборке/.

Активность работы советов директоров косвенно определяется наличием в советах директоров комитетов, призванных глубоко прорабатывать вопросы перед вынесением их на голосование. В госкомпаниях доля компаний, имеющих комитеты в советах директоров, значительно ниже /68,6% по сравнению с 84,6%/. Однако представленность независимых директоров в комитетах советов директоров даже выше, чем в среднем. Так доля комитетов, возглавляемых независимыми директорами, составляет 58,3% против 42,6%, а комитеты по аудиту, возглавляемые независимыми директорами /требования листинга бирж/ – 79,2% в госкомпаниях против 62,1% в целом по выборке.

Конечно, проведенное исследование позволяет лишь косвенно судить о качестве работы советов директоров, опираясь на формальные признаки наличия независимых директоров и комитетов совета директоров. Тем не менее, даже эти данные подтверждают, что курс, взятый государством на внедрение института независимых директоров в госкомпаниях, не является одноразовой кампанией, и Ассоциация независимых директоров активно приветствует эту практику. Важно, чтобы механизмы номинации кандидатов в советы директоров госкомпаний не ограничивались выдвижением списка, подготовленного чиновниками. Более активно к поиску лучших кандидатов должны подключиться комитеты по кадрам и вознаграждениям самих советов директоров компаний, чтобы государству как акционеру было бы из кого выбирать.

Именно от качества независимых директоров зависит, насколько центр принятия решений будет перемещаться в советы директоров, а не оставаться в руках чиновников".

Краткая информация об Ассоциации независимых директоров

Ассоциация независимых директоров /АНД/ является профессиональной организацией, объединяющей российских и международных корпоративных директоров и экспертов в области корпоративного управления, заинтересованных в развитии института независимых директоров. В настоящее время Ассоциация насчитывает более 500 членов. Подробная информация на сайте: www.nand.ru, www.directorgoda.ru

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала