В конце октября 2009 г Министерство Внутренних дел предложило создать так называемый "черный список" лиц, неадекватно ведущих себя на борту. Кроме того, в МВД предложили ужесточить наказание за распитие спиртных напитков в самолете. В Министерстве считают, что пьянка на борту должна караться штрафом, доходящем до 10 тыс руб, в то время как сейчас за "употребление"с пассажира возьмут максимум 1тыс руб. Самых активных нарушителей будут арестовывать. Кроме того, вряд ли они смогут впредь подняться в небо – авиакомпании откажут "буйным" в своих услугах.
Законопроект с подобными инициативами поступил в Госдуму в начале этого года, и прошел первое чтение. Во втором чтении проект закона был отложен. "Парламентарии не увидели оснований для принятия поправок к Административному Кодексу", - резюмировали сегодня на "круглом столе", организованном в "Известиях", основные игроки авиаотрасли. Судьба законопроекта пока неизвестна, но даже принятие этих поправок не систематизирует борьбу с противоправными действиями на воздушном транспорте. Ответственность в нашей стране за подобное нарушение – смехотворна, в то время как в зарубежных странах ситуация совершенно иная. В США подобные действия караются крупными штрафами, и даже арестами.
Буйство на борту - часть той проблемы, с которой наша страны не может справиться уже несколько сот лет. Это - производная борьбы с пьянством. За 9 месяцев 2009 г сотрудниками МВД задержано около 400 человек, "злоупотребивших" на борту самолета. Самым "горячим" периодом традиционно является период летних отпусков и новогодних каникул. Авиаперевозчики считают, что штрафом "отпускников" не испугать, а самой действенной мерой будет являться запрет на авиаперелеты на какой-то достаточно длительный срок.
Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства Воздушного транспорта Владимир Черток, проблема "буйных" пассажиров - не только российская. Этим занимается Международная организация гражданской авиации /ИКАО/, где проблема формализована как одна из видов угроз, говорит он. В России тоже не сидят сложа руки - Министерство транспорта РФ также озабочено этой проблемой. "Система мер пока не реализована, но, по крайней мере, процесс пошел", - отметил В.Черток. По его мнению, одним увеличением штрафов порядок не навести – необходима система мер. "Все начинается с земли, когда намерение расслабиться воплощается пассажиром в жизнь, - отметил он. - А неприятности происходят в основном на международных рейсах".
В условиях кризиса авиакомпании снижают тарифы, и на борт судна стали попадать люди, не обладающие достаточной степенью культуры, продолжает тему генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" Ольга Плешакова. "Авиакомпании, госорганы и пассажиры должны быть объединены идей о безопасности, - считает она. У "Трансаэро" есть опыт работы с подобной категорией пассажиров, и авиакомпания имеет свой арсенал средств в случае появления на борту "буйных" пассажиров. "Экипажу рекомендовано садиться в таких случаях, кроме того, на борту судна имеется группа подготовленных сопровождающих", - рассказывает О.Плешакова.
За 10 месяцев 2009 г авиакомпания "Трансаэро" сдала в милицию 74 пассажира, и это немаленький процент, отмечает она. Крайние меры – редкость. Многие дебоширы останавливаются на этапе замечания от экипажа, признает глава авиакомпании. Тем не менее, в целях минимизации риска возникновения чрезвычайных ситуаций на борту по вине пьяных пассажиров, авиакомпания намерена увеличить группу сопровождения. Также руководством "Трансаэро" было отправлено письмо-уведомление партнеру – магазину Duty Free на борту, что с 1 декабря из тележек с предлагаемыми товарами будут убраны все спиртные напитки. О.Плешакова признает, что без ужесточения законодательства не обойтись."Мы обращаемся к государственным органам и призываем к сознательной программе мер, а к не разовым акциям", - говорит она, и предлагает "приравнять ответственность за пьянство на борту к ответственности за пересечение сплошной линии на дороге".
"На международных чартерах проблема более остра, но и у крупных внутренних перевозчиков сложности с дебоширами на борту возникают", - говорит, в свою очередь, генеральный директор ОАО Авиакомпания "Сибирь" Владимир Объедков. "Случаи нарушения правил поведения на борту фиксируются, особенно на вечерних рейсах. "Пассажиры, закончившие свои дела в столице, расслабляются на борту лайнера по дороге домой", - рассказывает он. "За последние три месяца – август, сентябрь, и октябрь нами выявлено 32 нарушения правил поведения, связанных со спиртным, - говорит В.Объедков. – Пассажиры-нарушители были переданы в линейные отделы внутренних дел при аэропортах назначения. Что было с ними дальше, мы не знаем".
Говоря о мерах, противодействия глава авиакомпании признал: "все меры эффективны, но наиболее важной из них станет принятие на уровне закона нашей страны более жестких норм последствий за подобные нарушения".
Необходима неотвратимость наказания, соглашается с коллегами директор управления авиационной безопасности авиакомпании "Аэрофлот" Олег Петрила. Проблемой "буйных пассажиров" авиакомпания занимается аж с конца 90-х. О.Петрила вспомнил не только о случае с рейсом Москва-Женева, но и о драке на борту судна, следующего рейсом Москва–Иркутск, летом прошлого года. Самолет вынужденно сел в Нижневартовске по причине наличия на борту пьяного невменяемого пассажира, и "Аэрофлот" в течение полугода пытался взыскать стоимость ущерба с виновника происшествия. Посадка обошлась в 300 тыс руб, дополнительного топлива ушло еще на 1000 долл. Коломенский городской суд Московской области обязал пассажира выплатить штраф.
Нарушение поведения на борту потенциально опаснее нарушения поведения на земле, считает О.Петрила, и призывает к ужесточению наказания за "воздушный дебош".
"Аэрофлот" также разработал алгоритм действий на случай буйных пассажиров, рассказывает он, и начинает подобную работу еще на земле. "Мы отказываем в перевозках, если пассажир пришел на регистрацию в неадекватном состоянии", - рассказывает О.Петрила, ссылаясь на возможности авиакомпании, предусмотренные имеющимся в распоряжении воздушных комплексом. "Если что-то не так в полете, то сначала пассажиру делается устное предупреждение, затем – письменное, и лишь на третьем этапе составляется рапорт, - говорит он.- Далее следует посадка в аэропорту назначения и передача неадекватного пассажира милиции".
Помимо ужесточения штрафов, необходима детализация мер принуждения, считает О.Петрила. "У зарубежных коллег есть средства сдерживания, такие как пластиковый ремень", - рассказывает он. Нашими нормами такое не предусмотрено. "Конечно, стальные наручники – это слишком, но пластиковые ремни необходимы", - полагает представитель авиакомпании. "Мы также полагаем, что права кабинного экипажа целесообразно приравнять к правам представителей власти, обозначенных в ст. 318 Уголовного Кодекса",- считает он, и указывает, что часто экипажу просто недостает полномочий по нейтрализации буйного пассажира.