Автомобиль миллиардера М.Прохорова будет стоить порядка 8,8 тыс евро /по текущему курсу это 375 тыс руб – прим ред/.
СМИ окрестили уже машину "народным" автомобилем, что само по себе странно – такую цену вряд ли стоить считать доступной для большинства рядовых российских автомобилистов, хотя для самого миллиардера М.Прохорова оценка стоимость будущего авто возможно кажется привлекательной и бюджетной.
При этом помимо седана на новой платформе хотят делать модели и с другими кузовами, в том числе минивэн и даже спортивное купе.
Стоит отметить, что сейчас на рынке уже существуют автомобили стоимостью до 400 тыс руб. И это не только российская Lada и морально устаревшие южнокорейские Daewoo. Например, модернизированный Renault Logan можно сейчас купить за 309 тыс руб. Однако, М.Прохоров уверяет, что его машина будет создана "на принципиально новой основе", интригуя общественность.
В компании ОНЭКСИМ рассказать детали проекта отказались, объяснив, что они пока не проработаны.
"Я понимаю, что у вас масса вопросов, но у меня нет на них ответа. Мы обязательно презентуем проект, как только он будет доработан. Сейчас Путин поручил согласовать детали с заинтересованными министерствами и ведомствами", – пояснил пресс-секретарь ОНЭКСИМ Игорь Петров.
Малобюджетный городской автомобиль группы ОНЭКСИМ может быть машиной "гольф-класса" с кузовом из пластика, сообщает Reuters со ссылкой на источники из числа инженеров, видевших прототип будущей модели. По их оценкам, на подготовку автомобиля к выходу на рынок компания затратит около 2 лет.
Эксперты сходятся во мнении, что запуск автомобильного производства с нуля – длительный, дорогостоящий и трудоемкий процесс. Тем более для компании, ранее не занимавшейся автобизнесом.
"Минимальный порог стоимости проекта при запуске автопроизводства с нуля – порядка 5-7 млрд долл, максимальный – не ограничен. При этом необходимо разработать дизайн-проект, построить и испытать автомобиль, наладить связи с поставщиками, провести сертификацию", – поясняет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, данная сумма включает в себя общие инвестиции в разработку автомобиля и налаживание его производства, это не единовременные траты. При этом стоимость проекта можно снизить, если взять за основу какую-либо существующую модель автомобиля либо подыскать готовые производственные мощности.
За основу для создания новой модели может быть взят прототип, разработанный компанией "Яровит-моторс", специализирующейся на инжиниринге и продаже грузовиков собственной конструкции. Этот автомобиль - пятидверный гибрид - "Яровит" предлагал использовать во время Олимпиады в Сочи в 2014 году, однако правительство так и не решилось поддержать данный проект. Новым партнером "Яровита" может стать М.Прохоров, в отсутствии деталей нового проекта фантазируют СМИ.
Управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов не исключает вовлечения в проект мощностей существующих российских автозаводов.
Большинство аналитики оценивают этот проект скептически.
Чтобы подобный проект массового производства недорогого автомобиля приносил прибыль, его объемы должны превышать 500-600 тыс машин в год. Российский рынок не примет столько, говорят они.
В течение ближайших пяти лет авторынок в РФ будет, в лучшем случае, медленно восстанавливаться после рекордных объемов падения продаж в период кризиса / на 49 проц по сравнению с уровнем - прим ред/.
В то же время до спрос на дешевые авто в стране будет сохраняться, говорят эксперты.
Поэтому расчет М.Прохорова в плане анонсирования "народного" авто безусловно воспринят с нескрываемым интересом, граничащим, между тем, с удивлением.
Стоимость нового автопроекта не известна. Однако по данным газеты "Коммерсант", М.Прохоров готов потратить на этот проект около 100 млн евро - это не считая расходов на создание производственной площадки.
При этом наладить производство гибридной модели или электрокара стоимостью до 9 тыс евро практически невозможно - один лишь комплект современных батарей для гибрида будет стоить дороже. К примеру, доступный гибридный автомобиль - Honda Insight - в США стоит 19 тыс долл /чуть больше 13 тыс евро/, а более технологичная модель Chevrolet Volt, выпуск которого начнется в конце 2010 - начале , будет стоить 30-40 тыс долл /21-26 тыс евро/.
"На последнем автосалоне в Детройте были представлены электромобили и гибриды. Да, это модно сейчас, но все буквально плевались, заявляя, что на таких машинах большинство ездить не будет", - рассказывает ПРАЙМ-ТАСС эксперт по автомобильному рынку Сергей Асланян. "Прохоров, по всей видимости, хочет показать себя прогрессивным менеджером, а в российском понимании элит это человек обязательно с западным менталитетом, и будоражит общественность заявлениями о концепции нового автомобиля", - говорит он.
"При этом человек / М.Прохоров – прим ред/ не владеет темой", - считает С.Асланян. "Я считаю, что, делая громкие и экстравагантные заявления, миллиардер преследует совсем иные цели, нежели создание реально хорошей и дешевой машины", - полагает он.
"Прохоров сильно уязвим, зависим от государственных денег. Его схема проста – обслуживание интересов власти и получение взамен государственных кредитов на волне модной темы о поддержке отечественного автопрома", - отметил С.Асланян.
"Кредит от государства Прохоров получит, машины – не будет, по крайней мере, "народного" авто мы не увидим", - добавляет он.
При этом С.Асланян напоминает, что только Renault, в свое время, смог создать дешевый автомобиль Logan. "Но за этим проектом стояло не только французское государство, но и гигантские инженерные разработки, накопленные не одним поколением автомобилестроения страны", - говорит С.Асланян.
Тем временем, концерн Renault-Nissan /стратегический партнер "АВТОВАЗа" - прим ред/ уверенно продолжает осваивать нишу дешевых авто.
Напомним, что 2 года назад тройственный франко-японско-индийский автомобильный союз Renault-Nissan-Bajaj заявил, что намерен производить новую сверхдешевую модель ULC стоимостью 2,5 тыс долл для индийского рынка и на экспорт.
Соответствующее соглашение было подписано 12 мая . Альянс Renault-Nissan заявил тогда о готовности вложить в строительство индийского завода 1,2 млрд долл.
Производство планировалось освоить в . На первом этапе мощность завода по выпуску ULC, который будет построен в индийском штате Махараштра, не будет превышать 400 тыс автомобилей в год.
Кризис, возможно, скорректирует планы альянса, но машина, как говорят эксперты, обязательно появится на рынке.
Новинка станет сильным конкурентом для Tata Nano производства индийской группы Tata Motors.
В на автошоу в Дели состоялась презентация автомобиля индийской фирмы Tata Motors. Эта машина одна из самых дешевых в мире – ее стоимость колеблется в районе 2–2,5 тыс долл.
Как сообщало Associated Press, новое изобретение индийских автомобилестроителей, уже вызвало целую волну критики со стороны специалистов. Несмотря на умеренную цену, экономичность /расход бензина составляет около 5 л на 100 км/, а также низкий /для Индии/ уровень выхлопов, создатели машины естественно сэкономили как на дизайне /он вызывает немалые нарекания/, так и на комфорте. Невелика и вместимость нового автомобиля. Теоретически в нем могут поместиться 4 человека вместе с водителем.
В машине в принципе не предусмотрено радио, отсутствует зеркало заднего вида со стороны пассажирского сиденья, а о кондиционере владельцы Tata Nano могут только мечтать.
Создатели автомобиля изначально признавали, что после всех налогов и сборов цена Tata Nano слегка превысит 2,5 тыс долл, однако полагали, что их творение позволит миллионам людей наконец-то приобрести автомобиль.
Кроме того, несомненным плюсом новой машины является тот факт, что она составит конкуренцию на рынке недорогих автомобилей и, возможно, заставит других производителей сбросить цены на бюджетные модели, что собственно, и подтверждается.
В японский автоконцерн Toyota заявил, что выпустит новую машину специально для РФ.
Осенью прошлого года сообщалось, что Toyota вместе со своей дочерней компанией Daihatsu разрабатывает принципиально новую легковую машину ценой ниже 10 тыс долл специально для перспективных рынков Бразилии, России, Индии и Китая.
Автомобиль будет выпускаться в различных модификациях с учетом особенностей той или иной страны и поступит в продажу в начале 2010-х годов, сообщала тогда газета "Никкэй".
С целью максимального снижения себестоимости эти машины предполагается производить в Индонезии на уже существующем заводе компании Daihatsu, которая специализируется на малолитражках. Сейчас ведутся, в частности, активные переговоры с поставщиками комплектующих деталей: их цены предполагается снизить на 30 проц по сравнению с нынешним уровнем.
В настоящее время не только Toyota, но и другие ведущие компании отрасли спешно готовят новые модели дешевых авто. В частности, южнокорейская Hyundai и американский Ford, как сообщается, намерены продавать малолитражки за 5-8 тыс долл.
В конце лета три четверти опрошенных KPMG топ-менеджеров автоконцернов и их дилеров высказали уверенность в том, что смещение спроса в сторону доступных автомобилей сохранится в течение следующих 5 лет. По их мнению, это приведет к снижению лояльности покупателей к известным брендам, поскольку те будут уделять больше внимания цене автомобилей.
Кризис снизил как покупательную способность россиян, так и доступность автокредитов в , констатируют эксперты. По данным агентства "АВТОСТАТ", средняя стоимость автомобиля на российском рынке снизилась в 1-м полугодии 2009 г на 19,2 проц до 18000 долл - в основном из-за девальвации рубля. В результате сегмент рынка с ценой до 6 тыс долл вырос с нуля до 5 проц, а продажи в сегменте 6 - 10 тыс долл увеличились с 12,6 проц до 30 проц. А вот сегмент 10 - 20 тыс долл, напротив, сократился с 44,7 проц до 25,7 проц.