По итогам обсуждения документа 25 января законодатели решили одобрить законодательную инициативу на одном из ближайших заседаний Мосгордумы /МГД/ и доработать ее перед внесением в Госдуму России.
Это не первая попытка столичных властей "поправить" КоАП и кратно увеличить штрафы за неправильную парковку. Но пока эти инициативы не находили поддержки в Госдуме. В частности, ровно год назад, в январе 2009 г, нижняя палата российского парламента отклонила эти предложения. Как будет на этот раз?
По предложению председателя комиссии по социальной политике и трудовым отношениям МГД Михаила Антонцева, депутаты накануне постановили рекомендовать принять проект в 1-ом чтении, взяв время на его доработку. В частности, необходимо "привести некоторые формулировки в соответствие с действующими Правилами дорожного движения". Согласно документу изменения вносятся в статьи 12.19 КоАП. "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств".
Кроме того, предлагается установить штрафы для водителей, оставивших автомобили на пешеходном переходе, ближе 5 м перед ним или после него, на остановках маршрутного транспорта, в размере 5 тыс руб.
Такой же штраф придется заплатить за парковку на тротуаре, повлекшую создание препятствий для движения пешеходов или инвалидов на креслах-колясках, в том числе для их доступа на специально обустроенные пандусы.
За парковку автомобиля на площадках, отведенных для транспорта инвалидов, автовладельцами придется платить 3тыс руб. На данный момент штраф за это нарушение составляет 200 руб.
По словам представителя городской администрации, наказание водителей, нарушающих правила остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для стоянки машин инвалидов, в виде предупреждения или штрафа в размере 200 руб "неоправданно смягчено и нуждается в увеличении до размера 5 тысяч рублей", заявляли осенью в мэрии.
По словам исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, "необходимо усилить контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок, для этого надо ужесточать правила, вводить штрафы". "За это нарушение можно ввести штраф 2-3 тыс руб. Это все находится в компетенции московских властей", - заявлял он ранее.
Напомним, что еще в июле 2009 г мэр Москвы поддержал предложение Московского транспортного союза установить штрафы до 3 тыс руб за парковку на остановках общественного транспорта, которая создает угрозу безопасности пассажиров. Ранее Департамент транспорта столицы поддержал законопроект, разработанный депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга, который предполагает увеличение штрафов за нарушение правил парковки в 10 раз – со 100 до 1 тыс руб.
В начале мая прошлого года депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили дополнить статью 12.19 КоАП еще одной частью, согласно которой за длительное /более 3 часов/ неустранение нарушения правил остановки и стоянки автомобилей ввести штраф в размере 5 тыс руб.
Но инициативы столичных чиновников и депутатов уже приняты в штыки. В частности лидер движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что порядок на улицах Москвы наводить необходимо, но не за счет простого автомобилиста. "Ставить машины в Москве негде в принципе. Вместо того, чтобы решить вопрос со стоянками, который нигде в мире так остро не стоит как в Москве, предлагают пренебрегать интересами простых москвичей" – подчеркивает Л.Пономарев.
Проблема парковочных мест на улицах Москвы уже давно превратилась из транспортной в социальную. В столице отмечается перегруженность городских магистралей, массовая хаотичная парковка, существенные затруднения проезда спецтранспорта и пробки. Дефицит площадок для хранения автомобилей в некоторых районах столицы превышает 90 проц, при этом темпы гаражного строительства отстают от нормы в 2 раза. Машино-мест не хватает и в спальных районах и в центре города.
Только каждый 11 автомобиль в Москве обеспечен местом в современном паркинге, построенном по мировым стандартам, указывают в департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства столицы. В среднем по городу обеспеченность современными паркингами составляет 9 проц.
Хуже всего с обеспеченностью современными паркингами на востоке и юге столицы, а также в Зеленограде - например, в Южном административном округе из 400 тыс зарегистрированных машин лишь 4 проц паркуются в нормальных условиях.
При этом в департаменте отмечают, что столичная мэрия рассчитывает постепенно избавиться от парковочных мест, не отвечающих требованиям комфортной жизни в таком мегаполисе, как Москва. Для этого власти города собираются, прежде всего, вести борьбу с плоскостными автостоянками. Проще говоря, дешевые парковки ликвидируются, а вместо них будут возводить дорогие.
На сегодняшний день больше всего плоскостных автостоянок предстоит снести на юге и северо-востоке Москвы, где на сегодняшний день расположено больше всего таких объектов - более 200 тыс. В остальных столичных округах на плоскостных паркингах хранятся от 30 до 80 тыс автомобилей в каждом, а в ЦАО и Зеленограде - менее 10 тыс в каждом. В целом на плоскостных автостоянках - в боксах, пеналах или под открытым небом - паркуются порядка 600 тыс городских автомобилей, или 20 проц всего автопарка.
Частично решить парковочный вопрос с машиноместами московские власти собираются с помощью программы "Народный гараж" и введения новых правил парковки в городе, запрещающих миллионам московских автовладельцев использование, в частности, гаражей-ракушек и хаотичную парковку.
Вместе с тем, подобные инициативы столичного правительства вызывают восторг далеко не у всех жителей столицы. Многие москвичи критикуют "народные гаражи" за дороговизну и удаленность от жилых домов и протестуют против сноса "ракушек", поскольку в большинстве городских дворов нет обустроенных стоянок и многоуровневых паркингов.
Но логика действий столичный властей железная – запретить хаотичную парковку в городе под угрозой высоких штрафов.
Вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский полагает, что депутаты Госдумы не поддержат предложение о резком увеличении штрафов, так как это может привести к негативным социальным последствиям сопоставимым с протестами автомобилистов против многократного повышения транспортного налога.
В интервью ПРАЙМ-ТАСС Л.Ольшанский, в частности, подробно разъяснил, почему же московские власти с настойчивостью, близкой к маниакальности, пытается повысить штрафы за неправильную парковку авто в городе.
"Ответ на вопрос, почему власти Москвы, прикрываясь заботой о тех же инвалидах, хотят продавить повышение штрафов на неправильную парковку, прост: столичные чиновники преследуют свои бизнес интересы и хотят загнать автомобилистов, во-первых, на баснословно дорогие платные парковки и, во-вторых, сделать платной эвакуацию машин", - говорит он.
Стоит отметить, что возведение платных стоянок и парковок в Москве сегодня является ведущим направлением в деятельности столичного стройкомплекса, ведомства, являющегося опорой экономической политики города.
В начале января заместитель председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Иван Новицкий заявил о необходимости более активно привлекать частный капитал к строительству парковок в Москве. "Безусловно, строительство парковок является сложным и дорогим предприятием, в связи с этим необходимо продумать механизмы более активного привлечения частного капитала к строительству", - сказал он на заседании столичного правительства 12 января.
По мнению депутата, одной из наиболее эффективных форм сотрудничества при строительстве парковок могло бы стать государственно-частное партнерство. "Однако есть ряд нерешенных вопросов, которые останавливают частный капитал от участия в строительстве. Основным является неопределенность методики вычисления тарифов на постой транспорта, - сказал И.Новицкий. – Необходимо более детально проработать этот вопрос в дальнейшем".
Между тем, этот самый главный вопрос для автомобилистов – цена парковки в Москве.
"Проголосует ли Мосгордума в ближайшее время за увеличение штрафов за неправильную парковку…Однозначно – да. Пройдет ли этот документ через Госдуму…Нет, не пройдет", – категоричен Л.Ольшанский.
На Охотном ряду не стремятся бежать впереди паровоза. Как отметил в интервью ПРАЙМ-ТАСС 1-ый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец "пока мы документ не видели и поэтому не готовы говорить о том, поддержит или, наоборот, отклонит столичные инициативы нижняя палата парламента".
На вопрос о том, насколько адекватным следует считать увеличение штрафов за неправильную парковку в Москве до 5 тыс руб, он сказал, что "законодательство позволяет повышать штрафы за административные нарушения до 5 тыс руб, правда, это верхняя планка". "Автомобиль является источником повышенной опасности, это опять же закреплено законодательством. Поэтому, покупая машину, ее владелец должен понимать, что бремя ответственности за хранение, эксплуатацию авто, содержание машины полностью ложиться на его плечи. Владелец авто не может создавать препятствия, проблемы другим гражданам, в частности, неправильно паркуя автомобиль в городе", - начинает издалека А.Москалец. "В прошлом году Госдума действительно отклонила похожую инициативу Мосгордумы о кратном увеличении штрафов за неправильную парковку, так как не сочла достаточно внятными объяснения, содержащиеся в пояснительной записке к документу", - напомнил он.
"В частности, Госдума опять же в 2009 г отклонила предложения Законодательного собрания Санкт-Петербурга, касающиеся 10-ти кратного увеличения штрафов за неправильную парковку. Тогда пояснительная записка была слишком краткой. В ней, в частности, не объяснялось, почему существующая практика, более низкие штрафы не работают и не приводят к улучшению ситуации в городе со стоянкой авто. Не было объяснено также, почему практика выписки повторных штрафов за неправильную парковку не останавливает автовладельцев от правонарушений", - рассказывает А.Москалец. Поэтому, прохождение или, наоборот, непрохождение поправок в КоАП через Госдуму зависит, прежде всего, в обоснованности данного документа, считает депутат. За год в столице могло многое измениться, а количество машин растет. "Нужно посмотреть, а может быть автомобилисты в Москве в большем количестве стали занимать проезжую часть, стали больше и чаще загораживать машинами трамвайные пути и остановки общественного транспорта. Проблема парковки в Москве сложная, и хорошо, что власти города не оставляют надежд как-то ее решать. Свои предложения они должны четко расписать", - настаивает А.Москалец.
При этом он довольно стандартно прокомментировал замечание о том, что рядовые автомобилисты принимают в штыки предложения о повышении штрафов за неправильную парковку еще и по причине того, что машины с "блатными" номерами практически не подлежат эвакуации. "Каких-либо нормативных актов по поводу выборочности тех или иных номеров нет. Я бы посоветовал бы Кирьянову/прим глава ГИДББ/ отказаться от практики выделения номеров на машины специальных серий. Тогда все автомобилисты будут равны и в равной степени отвечать за нарушения ПДД и парковки", - философски рассуждает А.Москалец. "Выделение спецполос для транспорта особо важных лиц – тоже неправильно", - добавляет он.