ПАК ФА провел в воздухе 47 минут и совершил посадку на полосе заводского аэродрома. Полет прошел успешно, в полном соответствии с полетным заданием.
Как отметил летчик-испытатель России Сергей Богдан, который пилотировал самолет, "в ходе полета мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем, самолет произвел штатную уборку и выпуск шасси. Самолет хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять".
По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию "электронного пилота", и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе, как по воздушным, так и наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
Как сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ, первая установочная партия боевых самолетов пятого поколения должна быть поставлена в Липецк /4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава/.
"Первая установочная партия должна быть поставлена в Липецк с тем, чтобы с летчики начали работать и обучаться", - сказал В.Путин.
По словам премьер-министра, что работа по финансированию и административному сопровождению проекта по самолету пятого поколения была начата в . "Сегодня произошло очень важное событие. Этот летательный аппарат поднят на крыло", - отметил В.Путин. Он признал, что "еще много предстоит сделать". В частности, речь идет о продолжении работы над двигателем, о вооружении. "Но то, что самолет в воздухе – это уже большой шаг вперед по созданию комплекса", - сказал он. Он также отметил, что в 2013 г первая партия самолетов должна поступить в Вооруженные силы РФ, а с должны начать осуществляться серийные закупки таких самолетов.
В свою очередь, вице-премьер РФ Сергей Иванов назвал этот проект уникальным, отметив, что самолет "сочетает в себе функции как истребителя, так и ударного комплекса, способного в любых условиях работать и по наземным, и по воздушным, и по надводным морским целям".
Разработки самолета пятого поколения начались еще в СССР в конце 1970 - начале 1980-х годов. Созданием нового самолета занималось как обычно сразу 2 конструкторских – "Сухой" и МиГ. К 90-м годам оба КБ представили общественности наработки по этой теме.
Так, в 1999 г "Сухой" продемонстрировал на московском авиасалоне "МАКС" Су-47 или С-37 "Беркут". Этот самолет поразил зрителей необычным темным цветом и крыльями с обратной стреловидностью крыла. Тогда многие считали эту машину истребителем 5-го поколения, однако в "Сухом" говорили, что это только прототип для испытаний, на котором опробуются новые элементы.
МиГ продемонстрировал модель перспективного самолета в 1999 г, а в 2000 г эта машина совершила первый полет.
Однако в дальнейшем для экономии ресурсов было принято решение объединить эти проекты.
Самолеты 5-го поколения должны заменить широко представленные сейчас в войсках 4-е поколение боевых машин – это легкое семейство МиГ-29 и тяжелые Су-27.
Следует отметить, что в США самолеты 5-го поколения стоят на вооружении уже с 2005 г – F-22 Raptor /Хищник/. Однако, Минобороны США в дальнейшем намерено отказаться от новых закупок этих самолетов из-за их очень высокой цены.
Тем не мене F-22 Raptor уже активно несут службу, в частности, новые самолеты часто видят экипажи российских стратегических бомбардировщиков, когда совершают полеты.
Более того, ходят слухи, что один из F-22 Raptor был потерян в столкновении с китайскими ВВС. Естественно, подтверждения этих слухов нет.
Российское Министерство обороны планирует закупать ПАК ФА с 2015 г, а до этого времени пополнять авиационный парк ВВС будут истребители Су-35 поколения "4++". Подписаны контракты на поставки ВВС 48 машин Су-35.
Как отметил глава компании "Сухой" Михаил Погосян, программа ПАК ФА выводит российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты, наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий. "В планы "Сухого" входит и дальнейшее развитие программы ПАК ФА, над которой мы будем работать совместно с индийскими партнерами", - отметил М.Погосян.