По-прежнему не хватает методик оценки деятельности органов государственной власти, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей. На сегодняшний день продолжает применяться раздельное планирование программных и непрограммных капитальных и текущих расходов, сохраняются условия для увеличения бюджетных расходов, а также отсутствуют стимулы для мотивации органов местного самоуправления в области повышения эффективности расходования этих средств.
Озадачившись проблемой несовершенства способов бюджетного планирования, Минфин разработал новые меры. "Программа не является чем-то новаторским, - рассказал директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Алексей Лавров. – Это продолжение начатых ранее реформ.
"Новые вызовы и новые требования побудили Минфин провести ревизию существующей системы, и сформулировать новые меры, чтобы к 2012 году выйти на новый уровень".
Для того, чтобы бюджет был эффективным, нужно связать цели и инструменты, полагают в ведомстве. Минфин предлагает взять за основу долгосрочные целевые программы, в рамках которых должна осуществляться четка постановка цели. Долгосрочные целевые программы должны формироваться практически для всех расходов федерального бюджета, за исключением таких, как обслуживание государственного долга, содержание законодательной и судебной власти, отметил представитель Минфина.
"Мы предлагаем, чтобы, по крайней мере, уже следующий бюджет, по крайней мере, аналитически был сформирован в размере целевых программ министерств и ведомств, а с 2012 г и утверждался в таком формате", - сказал А.Лавров.
Сами программы будут содержать в себе совокупность ведомственных целевых программ, у которых, в свою очередь, также будут определенные цели, четкие объемы услуг и субсидий. Только таким образом, можно будет понять, нужны ли эти конкретные непосредственные результаты для достижения целей долгосрочных целевых программ. "Это и есть бюджетирование, ориентированное на результат", - пояснил представитель Минфина.
Для осуществления этих планов, необходимы и структурные изменения. В частности, стоит перейти на субсидии бюджетным учреждениям, которые будут оказывать государственные услуги и добиваться определенных целей.
"К программе прилагается план мер на полгода, состоящий из 49 позиций, - добавил А.Лавров. - Если программа будет одобрена, предстоит кропотливая работа…"
"Программа очень амбициозна и даже революционна", - так прокомментировал инициативу Минфина руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич в рамках Экономического клуба "РИА "Новости". По его мнению, наиболее важным элементом нововведения является переход к программному формированию бюджета. "Меняется принцип финансирования, - отмечает он. - Сейчас финансируется деятельность учреждений, а будут финансироваться услуги". Правда, сколь ни была бы масштабна эта реформа, она задает лишь вектор, считает эксперт. Результата не будет, пока двигаться к цели будет только Минфин.
Есть одно "но", считает Е.Гурвич. "Большую часть целей очень трудно описать. Ведь привычные нам количественные критерии не описывают ситуацию полностью", - полагает он. Кроме того, такую систему финансирования нужно ввести повсеместно. "Во всех отраслях нужно реализовать эти принципы и провести структурные реформы", - заявил он, отметив, что к программе следует добавить политическую волю.
Менее оптимистичен научный руководитель государственного университета "Высшая школа экономики" Евгений Ясин. "Закрыть все целевыми программами нельзя, - считает он.- Идея правильная, но не надо перебирать через край". Необходимо будет поставить цели для всех, без исключения, расходов федерального бюджета, - напомнил экономист, усомнившись в реальности исполнения подобных затей. Кроме того, ни одна действующая до сих пор ФЦП, может быть, за исключением национальных проектов, не достигла таких показателей, которые были в ней заложены. По его мнению, стоит также ограничить полномочия центрального правительства, передав их на уровень ниже. Эффективность может быть выше, поскольку уровень ответственности у таких чиновников обычно выше.
"Не все можно списать в программно-целевой подход, - соглашается Директор центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ Ксения Юдаева. Как будут выбираться цели, учитывая бюджетные ограничения? Дело не только в деньгах, отмечает она. Важны и адекватные стимулы и адекватные люди. "Не все цели фискальные, поэтому надо тонко подходить к дизайну инструмента", - изящно заключила К.Юдаева.
Президент центра стратегических разработок Михаил Дмитриев отметил, что эту реформу вряд ли удастся реализовать в течение ближайших двух-трех лет. Кроме того, он указал на коррупционные риски. "Современные методы управления предполагают свободу. Но на фоне коррупции это чревато злоупотреблениями", - предупреждает он.
Любая осмысленная деятельность имеет цель, настаивает на своем А.Лавров. "Если половина бюджета формируется в рамках целевого программирования а все остальное –по старой схеме, получится неработоспособная система. Все может быть переведено в формат современных программ, главное наделить министров полномочиями и ресурсами", – убежден Минфин.