"Да, мы уже отказываемся от них, - заявил он в интервью "Известиям". - Но идем между Сциллой и Харибдой. Слишком быстро нельзя, но нельзя и затягивать. Мгновенное сворачивание поддержки чревато тем, что начавшийся экономический рост захлебнется. Чрезмерно затянутое - вызовет к жизни новые финансовые пузыри. Российский Центробанк в первую очередь дезавуирует "экзотические", чрезвычайные решения, на которые его толкали чрезвычайные обстоятельства".
Новых волн А.Улюкаев не ожидает, но, по его мнению, нам предстоит длительный период волатильности, неустойчивости, колебаний на финансовых и денежных рынках, в бюджетах, в факторах роста.
"Проблемы есть, проблемы будут, но это всякий раз новые проблемы", - подчеркнул он.
Ожидаются скачки индексов, курсов валют, "прыжки" товарных цен… Все это уже есть, и "это только начало", - подчеркнул А.Улюкаев. "Вы спросите - почему. А потому что глобальная финансовая система не решила ряд фундаментальных проблем. Главная из которых - накопление государствами огромных бюджетных дефицитов", - пояснил А.Улюкаев.
И у этой беды есть фундаментальное основание. Огромное влияние на проблему оказывает глобальное старение населения, провоцирующее постоянный рост бюджетных расходов и обязательств на пенсионную систему и здравоохранение. Очевидно, что и пенсионный возраст, и коэффициент замещения надо приводить в соответствие с новой реальностью, убежден первый зампред Центробанка, признающий, что политически это крайне трудно. "В ЕС заговорили о повышении пенсионного возраста - и сразу волна забастовок. Финансовая система в заложниках у политики. Действовать жестоко не получается", - подчеркнул он.
Действительно, проблема актуальна не только для России, но и для европейских стран.
Если до кризиса Европейский Союз прогрессировал в правильном направлении, то кризис уничтожил многие из достижений, говорится в недавнем послании председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу к участникам саммита ЕС. "В целом последствия кризиса сделали еще более сложным преодоление вызовов, которые уже имели место ранее - глобализация, старение населения, медленные темпы производства и климатические изменения", - полагает он.
В этой связи любопытны исследования американского правительственного бюро US Census "Стареющий мир-2008". Согласно документу, через 10 лет стариков в мире будет больше, чем детей до 5 лет, поскольку старики – самая быстрорастущая часть населения. В 2008 году население Земли приросло на 1,2 проц, людей старше 65 лет стало больше на 2,1 проц, а людей старше 80 – на 4,3 проц. Понятно, что рост продолжительности жизни резко увеличивает нагрузку на пенсионные системы. Ради баланса, в некоторых странах, например, в России, заговорили о повышении пенсионного возраста и о необходимости реформирования систему пенсионных взносов. В развивающихся странах слишком высокие расходы на администрирование пенсионной системы, отмечают в US Census, и с ними сложно поспорить.
"Стареет население во всех странах, - рассуждает в эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич. – Правда, в других странах оно стареет в первую очередь за счет того, что люди меньше болеют и дольше живут. А у нас стареет оно во многом из-за того, что остается на низком уровне рождаемость. Одновременно стареет население и снижается его общая численность. В результате работоспособного населения в стране становится все меньше и меньше".
Что касается пенсионного возраста в России, то он действительно очень низкий: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. Эти рамки были установлены в 1932 году и с тех пор не пересматривались. В Европе мужской пенсионный возраст колеблется от 60 до 67 лет, а женский – от 55 до 66.
В Литве, где пенсионный возраст один из самых низких в Европе, задумываются об изменении ситуации. В конце февраля 2010 года премьер-министр Андрюс Кубилюс официально заявил о том, что период трудоспособности женщин, который, согласно законодательству, определен возрастом 60 лет, планируется продлить до 65 лет. Мужчины, уходящие в настоящее время на пенсию в 62,5 года, должны будут работать до 65, а позднее – и до 67 лет. Граждане протестуют, что не удивительно.
О тех же реформах говорят и в Эстонии, но председатель Центрального союза профсоюзов Харри Талига считает, что повышение пенсионного возраста следует провести после того, как страна выйдет из кризиса, в противном случае увеличится армия безработных. Чиновники же, ратующие за увеличение пенсионного возраста поясняют: "В перспективе ближайших 50 лет в Эстонии станет на 284 000 человек работоспособного возраста меньше, т.е. будет на 31 проц меньше рабочих рук, чем есть сейчас. В то же время быстро вырастет доля людей, которым будет за 65".
О росте продолжительности жизни граждан говорят и в России. Вице-премьер Александр Жуков объявил, что продолжительность жизни россиян растет небывалыми темпами – прибавляя по 14 месяцев в год и приближаясь к 70 годам. В 2009 году естественная убыль населения снизилась более чем на 30 проц по сравнению с уровнем 2008 года.
Подобные тенденции наталкивают и российскую власть на мысли о повышении пенсионного возраста до единого уровня 62,5 года. По крайней мере, такие цифры содержались в проекте Министерства финансов.
Тем не менее, об этом речи пока не идет. Как в январе заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, парламентарии не позволят обсуждать какие-либо законы на эту тему. Если мы выполним нормативы стратегии "2020", и к 2020 году выйдем на серьезную продолжительность жизни более 70 лет, тогда еще можно как-то обсуждать этот вопрос.
"Я ни "за" и ни "против", - говорит Е.Гурвич. - Как аналитик я могу с уверенностью сказать, что без повышения пенсионного возраста не обойдется ни одна страна. Потому что в этом году пенсии существенно повысятся, а соотношение пенсий к зарплате будет дальше падать. Когда положение пенсионеров относительно других групп ухудшается, такая ситуация неприемлема, и все равно придется либо постоянно увеличивать ставки пенсионных взносов, либо увеличивать трансферты из бюджета, тогда не выдержит уже бюджет, потому что он тоже не бесконечен".
Любопытны и контраргументы. Люди перестанут относиться к пенсионному периоду всерьез, что лишит мотивации получать "белую" зарплату. Кроме того, такое нововведение может спровоцировать отток сотрудников за рубеж, и нагрузить бюджет расходами по оплате больничных листов.
Кроме того, есть и другие инструменты. Как недавно разъяснил заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин, есть более прагматичные и более социально приемлемые инструменты, которые учитывают специфику развития российской пенсионной системы. Приоритетной является задача по реформированию системы досрочного выхода на пенсию.
В отличие от других стран, в России существует "наследие советского прошлого: у нас 25 проц всех пенсионеров - это пенсионеры-льготники, которые имеют льготы досрочного выхода на пенсию или увеличение размера выплат в зависимости от тех условий труда, в которых они находились", пояснил замминистра. По его мнению, "эту систему нужно переводить на самоокупаемость, на дополнительные взносы работодателей, чтобы она не являлась грузом для всей пенсионной системы, для тех, кто не пользуется такими льготами, и не оттягивала средства от финансирования обычных пенсий". Это, подчеркнул Ю.Воронин, - "наиболее эффективный механизм финансовой стабилизации" в пенсионной сфере.