Во вторник в Москву прилетают министр топлива и энергетики Юрий Бойко и председатель правления "Нафтогаза Украины" Евгений Бакулин, которые проведут в российской столице переговоры по двустороннему сотрудничеству в топливно-энергетическом комплексе.
Как уточнил накануне пресс-секретарь главы украинского правительства /прим. Николай Азаров/ Виталий Лукьяненко, самый актуальный вопрос - снижение цен на российский газ.
Такая постановка вопроса не является чем-то новым. Сразу же после победы на президентских выборах /17 февраля 2010 г/ Виктор Янукович заявил, что на повестке дня стоит вопрос о снижении цен на импортируемый из РФ газ, так как для экономики Украины утвержденные прежним правительством Юлии Тимошенко цены являются кабальными.
В Киеве считают ориентиром цены на российский газ для Белоруссии, а предельной ценой считают 200 долл за тыс куб м. Сейчас Минск получает российский газ по 168 долл за тыс куб м. "Газпром" же продает "Нафтогаз Украины" топлива по 306 долл за тыс куб /прим цена на газ в 1-ом квартале 2010 г/. Разница в расходах - 3,7 млрд в год, подсчитали в украинском правительстве.
Как отмечают эксперты такое сравнение некорректно: у Белоруссии низкая цена, потому что в ней нет 30-ти проц экспортной пошлины, так как страна входит в Таможенный союз. К тому же еще в 2006 г Минск согласился продать "Газпрому" 50 проц владельца национальной газотранспортной системы /ГТС/ - "Белтрансгаза".
Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог", в 1-ом квартале 2010 г цена выросла по сравнению с 4-ым кварталом 2009 г – 306 долл против 208 долл за тыс куб м. "В 3-ем квартале прошлого года цена была еще ниже – 198 долл за тыс куб м", - добавляет он.
Он говорит, что прежде чем вычислять разницу в общей сумме поступлений "Газпрома" от экспорта на Украину из-за предложений по снижению стоимости топлива, нужно понимать, о каких объемах поставок идет речь. "В январе – феврале 2010 г "Нафтогаз" импортировал 4,6 млрд куб м газа. Если исходить из цены в 306 долл за тыс кубов, то это порядка 1,4 млрд долл. Если допустить, что во 2-ом квартале 2010 г импорт составит те же объемы, но уже по цене 200 долл за тыс куб м, то сумма получится 920 млн. Итак, за два месяца "Газпром" теряет порядка 500 млн долл", - подсчитал В.Нестеров. "В годовом выражении при снижении цен /прим. до 200 долл/, "Газпром" не досчитается порядка 5-6 млрд долл – это большие деньги". По его словам, общая выручка "Газпрома" в 2009 г, которая, в основном, формируется за счет экспорта, составила 105 млрд долл, поэтому недополучение 5-6 млрд долл – это потеря 5 проц от выручки.
"Поэтому на предложения Украины о снижении цен "Газпром" избрал молчаливую позицию. При этом нужно понимать, что в этом году концерн рассчитывает на эти 5-6 млрд долл", - добавляет он.
"Другое дело, что "Газпром" может стать заложником большой политики и ему придется согласиться со снижением цен для Украины. Но в финансовом плане концерну, понятно, это не интересно", - говорит В.Нестеров.
Москве нужно что-то предложить взамен, если Украина хочет решить вопрос о снижение цен на российский газ, признают в окружении Ю.Бойко. Сам он говорит, что нужно договариваться о совместном управлении ГТС Украины. Первый шаг сделан. В пятницу первый вице-премьер Украины Андрей Клюев заявил, что закон о передаче системы в концессию "фактически готов", в консорциум должны войти Украина, РФ и Евросоюз. Стране пора заняться ГТС, иначе после строительства новых газопроводов "Газпрома" - Nord Stream и South Stream - она никому не будет нужна, добавил он.
Когда и по какой схеме планируется создать консорциум, А.Клюев не уточнил. Источник из окружения Ю.Бойко рассказал, что доли между РФ, Украиной и ЕС предлагается поделить поровну.
Как говорит В.Нестеров, вопрос об участии РФ в консорциуме – проблема ни одного дня, а вот снижения цен на газ украинцы просят прямо сейчас.
"Пойти на консорциум "Газпром" может на выгодных для себя условиях. Во-первых, концерну интересно участие в проекте только при условии получения пакета в размере не менее 50 проц", - полагает он. "Во-вторых, нужно понять, идет ли речь о получении собственности "Газпромом" в ГТС или же речь идет об операционной компании. Если же речь идет о покупке определенного пакета в ГТС, то по какой цене. Ранее Тимошенко оценивала стоимость трубопровода в 150 млрд долл. Как следует это понимать…Что даже за треть ГТС "Газпром" должен выложить 50 млрд долл…Это несерьезно", - говорит В.Нестеров.
"Другое дело, что в рамках сотрудничества в консорциуме "Газпром" может поставить вопрос о том, чтобы больше не повышать цену на транзит, ведь подняли же в 2 раза уже. Повышение ставок на транзит – это своеобразная удавка Украины для "Газпрома". По замораживанию цен на транзит можно вполне договариваться, и это положительный момент для "Газпрома", - полагает он.
Украинская ГТС сейчас основной путь доставки газа из РФ в Европу. Номинальная транзитная мощность - 175 млрд куб м в год. Но загружена труба далеко не полностью. В 2008 г транзит "Газпрома" через Украину составил около 110 млрд куб м, в 2009 г - 92 млрд куб м. Дело не только в спросе на газ, который в Европе снизился из-за кризиса, но и в состоянии трубы. Система построена в 1967-1983 гг и порядком износилась, что признает и сама Украина. Инвестиции в модернизацию оцениваются в 2,5-3 млрд долл.
Последние несколько лет вопрос о создании консорциума для модернизации ГТС Украины и управления ею ведется постоянно. Первые "наброски" проекта появились еще в 2002 г. Интерес проявляли РФ и Германия. Но дальше декларационных заявлений дело не пошло - консорциум не заработал, так как прежний президент Украины Виктор Ющенко был против допуска РФ к системе.
После смены власти на Украины у этого проекта открылось "второе дыхание". Однако в Москве сегодня более сдержанно комментируют вопросы по совместному управлению ГТС Украины.
В частности, руководство "Газпрома" уже заявило ранее, что концерн сохранил интерес к проекту, но планов по South Stream это не отменяет.
Как говорит В.Нестеров, "создание консорциума не снимает политические риски и необходимости строительства обходных трубопроводов. Нестабильность политических отношений Москвы и Киева не в краткосрочной перспективе исключать не стоит. Украина далека от политической стабильности, в перспективе не следует исключать того, что отношения двух стран снова ухудшатся и тогда никакой концерн не спасет. Лучше иметь обходной маршрут", - полагает В. Нестеров.