Ранее сообщалось, что через сайт Минпромторга РФ в марте 2010 года было выписано 33,5 тыс свидетельств на утилизацию автомобилей.
При сохранении таких темпов программа может завершиться гораздо раньше намеченного срока, высказывают предположения эксперты. Однако правительство не собирается продлевать программу по утилизации авто, отмечая, что решить проблему по увеличению спроса на автомобили эта программа в долгосрочной перспективе не может, ведь она изначально локальна по своим задачам.
Программа утилизации старых автомобилей стартовала 8 марта 2010 года. Она будет действовать в марте-октябре текущего года. Для того, чтобы получить ваучер на сумму в 50 тыс рублей при покупке новой машины отечественного производства /список утвержден Минпромторгом/, гражданин, владеющий более одного года автомобилем старше 10 лет массой не более 3,5 тонны, должен будет сдать его дилеру, принимающему участие в программе.
По данным Минпромторга, участвовать в программе решились 1,569 тыс. дилеров из 74 регионов страны и 153 организации, занимающиеся утилизацией в 49 регионах.
Государство выделило на реализацию программы 11 млрд рублей и рассчитывает на то, что в ее рамках будет продано около 200 тыс автомобилей.
По данным агентства "Автостат", только "АВТОВАЗ" за месяц действия программы по утилизации принял более 100 тыс заявок и продал в рамках программы более 10 тыс автомобилей.
Эксперты отмечают, что если темпы подачи заявок на утилизацию сохранятся, то в начале июля все 200 тыс свидетельств на утилизацию будут выписаны. На оформление покупки автомобилей уйдет больше времени - уже сейчас выстраиваются очереди к дилерам из-за нехватки автомобилей.
Напомним, по данным пресс-службы правительства РФ, 70 проц заявок на приобретение машин в рамках утилизации приходится на продукцию тольяттинского завода. Более половины заявок, поступивших на предприятие, приходится на "классические" модели.
Ажиотажный спрос на модели ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107 привел к тому, что запасы этих машин быстро закончились, а на Волжском заводе решили срочно увеличить выпуск этих авто, которые планируется снять с производства после 2012 года.
По данным "АВТОВАЗа", в конце марта его официальные дилеры получили 83 тыс. заявок и продали 7,109 тыс. автомобилей в рамках госпрограммы по утилизации. Очередь на "классику" - ВАЗ 2105 сформирована на 2 месяца вперед.
Renault, партнер "АВТОВАЗа" к концу марта получила 8,3 проц от утилизационных сертификатов, выпущенных с начала действия программы, и объявила о фиксации цен на автомобили Logan и Sandero. Компания гарантировала, что цены на эти модели, проданные в рамках программы утилизации, будут такими же, какие действуют в официальной дилерской сети Renault на момент выдачи клиенту соответствующего свидетельства об утилизации.
Ford с 8 марта предлагает специальную серию автомобилей Focus - Limited Edition - только клиентам-участникам программы утилизации. Начальная стоимость автомобилей в такой комплектации — 439 тыс рублей. Кроме того, премия за утилизируемое ТС суммируется со специальными предложениями Ford. В результате, при покупке Ford Focus дополнительная экономия составит до 80 тыс рублей, Ford Mondeo — до 100 тыс рублей.
Но как видим, в рамках программы по утилизации авто продукция Волжского автозавода вне конкуренции. Справедливо заметить, что когда в недрах правительства в муках формировалось решение о разработке программы по сдаче старых машин в утиль /прим. РФ запустила эту программу значительно позже, чем это было сделано в Европе и США/, эксперты говорили, что эта программа верстается под "АВТОВАЗ" – завод, который кризис поставил практически на колени.
В 2009 году падение продаж продукции "АВТОВАЗа было рекорды, несмотря на беспрецедентную поддержку завода государством.
Тем более впечатляющим на этом фоне выглядят последние данные о падении уровня продаж "АВТОВАЗа" – всего то 19 проц за первый квартал 2010 года, что значительно лучше, чем общий уровень падения продаж за первые три месяца текущего года по отрасли.
В январе-марте 2010 года в России было продано 293 тыс. новых легковых автомобилей, что на 25 процше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные привела в четверг Ассоциация европейского бизнеса в РФ /АЕБ/. В тоже время в марте продажи автомобилей снизились всего на 7 проц /до 121,7 тыс штук/.
Первое место по продажам в I квартале прочно удерживают автомобили марки Lada — 71,6 тыс. авто /-19 проц/, на второй позиции - Chevrolet c 20,5 тыс авто /-32 проц/. Третью строчку занимает Hyundai - 17,8 тыс машин /-16 проц/
"Хотя в первом квартале падение рынка составило 25 проц по сравнению в аналогичным периодом прошлого года, необходимо учитывать тот факт, что первый квартал 2009 года был достаточно нестандартным — многие марки распродавали остатки 2008 года, к тому же в целом наблюдается положительная динамика от месяца к месяцу", - отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.
Весьма показательными оказались данные за март, когда стартовала госпрограмма по утилизации автомобилей. В этот период продажи автомобилей снизились всего на 7 проц /до 121,7 тыс штук/. Для сравнения, в феврале на российском рынке было реализовано на 32 проц меньше машин, чем годом ранее.
При этом самой продаваемой моделью в марте стала тольяттинская Lada Priora /+7 проц/, на втором месте удерживается семейство Samara /-1 проц/, на третью строчку переместилась ВАЗовская "классика" с результатом в 6,912 тыс. проданных машин и ростом продаж на 7 проц.
Четвертое место в марте заняло ВАЗовское семейство Kalina c 6,3 тыс авто /+34 проц/. Причина таких превосходных результатов в том, что остатки этих машин 2009 года выпуска продавались в рамках программы утилизации с большим дисконтом. Такой автомобиль можно было приобрести за 199 тыс рублей.
Эксперты в свою очередь считают, что положительные тенденции на рынке связаны не только со стартом утилизационной программы. "Она стартовала только в марте и уже показала положительный результат, однако даже у тех марок, на которые не распространяется действие программы, наблюдается последовательное укрепление позиций", - отмечает Д.Томас. Исходя из этого, эксперты АЕБ решили даже повысить свой прогноз продаж на текущий год.
"В связи с общим улучшением мы решили пересмотреть прогноз продаж на 2010 год, который составляет теперь 1,45 млн легковых автомобилей", - сообщил вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Впрочем, насколько крепки положительные тенденции на российском рынке, станет понятно в ближайшие месяцы.
По крайней мере, в ближайшие месяцы граждане будут продолжать избавляться от автохлама. Однако темпы приобретения ваучеров пока прогнозировать трудно.
Несмотря на яркий и успешный старт программы по утилизации авто, правительство консервативно в оценках эффекта этой программы в плане увеличения спроса на рынка автомобилей.
Накануне премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство РФ пока не планирует расширять программу утилизации автомобилей.
"В целом результат, который мы хотели, замаячил на горизонте, и пока мы не рассматриваем этот вопрос. Нам нужно закончить то, что наметили, отработать механизмы ее / прим. программы реализации", - сказал глава правительства.
По его словам, в этой программе есть как плюсы, так и минусы. В.Путин напомнил, что в РФ программа утилизации старых автомобилей была запущена после изучения опыта зарубежных стран.
"Я разговаривал с некоторыми иностранными коллегами. В чем они видят минус? В том, что как только государство снимает льготы, резко падает спрос на автомобили. Мы ее /прим.программу/ только запустили, поэтому о продолжении пока говорить рано", - сказал премьер.
В подтверждение заявлений В.Путина немного статистики.
Продажи новых автомобилей в Великобритании в марте 2010 года выросли на 26,6 проц в годовом исчислении до 397 тыс 383 единиц благодаря схемам, поощряющим обмен старых автомобилей на новые. Об этом в пятницу заявили в Обществе изготовителей и продавцов автомобилей /SMMT/.
Как отметил исполнительный директор SMMT Пол Эверитт, число автомашин, купленных через программы господдержки, составило 12,2 проц от общего числа продаж.
"Высокие показатели марта были подкреплены схемами стимуляции, а также увеличением спроса в автомобильном секторе", - подчеркнул он. По его словам, в ближайшие месяцы количество регистраций все же может сократиться на фоне существующих сложностей, однако спрос по-прежнему продолжит улучшаться.
Действие программ господдержки автопрома в Великобритании закончилось 31 марта 2010 года.
Между тем, в феврале продажи автомобилей в Германии достигли самой низкой отметки за 20 лет.
Причиной падения продаж стало завершение правительственной программы по субсидированию покупки новых автомобилей местного производства. За январь 2010 года в стране было продано 181 500 автомобилей, что на 4,2 проц меньше, чем год назад. Отметим, что до этого первое снижение продаж за 11 месяцев было зафиксировано в декабре прошлого года. Это худший показатель со времен 1990 года.
Согласно прогнозам Ассоциации международных автопроизводителей, в Германии в 2010 году будет продано на 1 млн меньше новых автомобилей, чем в 2009 году. Отметим, что за прошедший год в стране было реализовано 3,8 млн автомобилей, 23 проц из которых были проданы по программе утилизации старых автомобилей.