Стороны пришли к соглашению по поводу дальнейшего сотрудничества путем совместной реализации нефтяных и газовых проектов в Катаре и России, в том числе интегрированного проекта развития газовых запасов Ямала. Кроме прочего, документ предполагает сотрудничество в нефтегазовой отрасли в третьих странах и совместную научную деятельность.
Чуть ранее в "Газпроме" сообщили, что власти Катара пригласили российский концерн принять участие в проектах по добыче и сжижению природного газа на территории Катара. В частности, стороны планируют совместную работу на катарском Северном месторождении после 2014 года.
По мнению экспертов, решение "Газпрома" оптимизировать направление, связанное с развитием проектов по СПГ, ожидаемое и даже в определенной степени запоздалое. В условиях кризиса в мировой экономике спрос на газ в Европе значительно упал, в результате чего "Газпром" не досчитался миллиардов долларов прибыли. Кроме того, ЕС активно ищет способы избавиться от газовой зависимости от России. В частности, в Европе строятся терминалы для приема судов со сжиженным природным газом, который оказался дешевле трубопроводного газа "Газпрома".
Аналитики задаются вопросом о том, насколько оправдано строительство "Северного" и "Южного" потоков и способен ли "Газпром" наверстать упущенное на рынке СПГ. Частично ответы на эти вопросы были получены после того, как Россия и Катар заявили о намерении совместно осваивать газовые месторождения Ямала. Это предусмотрено совместным заявлением, подписанным 19 апреля министрами энергетики двух стран. В частности, речь может идти о проекте "Ямал СПГ" крупнейшего в России независимого производителя газа - компании "Новатэк". Ресурсной базой проекта должно стать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение.
В рамках "Ямал СПГ" предполагается построить комплекс по производству сжиженного природного газа мощностью 15-16 млн тонн топлива в год. Производство на нем планируется начать в 2017-2018 гг, а поставлять выработанное топливо - в Европу, Северную и Южную Америку, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Между тем, как сказал ПРАЙМ-ТАСС представитель компании "Новотэк" Михаил Лозовой, пока нет конкретных договоренностей, кто станет "нашим партнером по проекту "Ямал СПГ". "Мы собираемся определиться с партнерами до конца текущего года. Нам нужно понять технические детали, просчитать цены, определиться с инвестициями, наконец, иметь понимание о рынках сбыта. При этом интерес к этому проекту огромный", - говорит М.Лозовой.
По его словам, "разговор по разработке Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения зашел неделю назад, когда вице-премьер Игорь Сечин находился с визитом в Катаре. Тогда представители катарской стороны публично озвучили свой интерес к этому месторождению. Но не более того. Никакой конкретики не обсуждалось". При этом М.Лозовой говорит, что "Ямал СПГ" - беспрецедентный для компании "Новатэк" масштабный проект. Объем инвестиций будет исчисляться миллиардами долларов".
Однако никаких конкретный цифр он не стал называть. "Могу лишь сообщить, что финансовыми консультантами этого проекта будут два банка Газпромбанк и французский банк Credit Agricole CIB", - добавил М.Лозовой.
При этом он напомнил, что в прошлом году премьер-министр Владимир Путин в ходе поездки на Ямал дал поручение правительству разработать комплексную программу освоения Ямала, в том числе и газовых месторождений. "Наш проект по освоению Южно - Тамбейского месторождения попал в госпрограмму. В марте этого года глава "Новатэка" /прим. Леонид Михельсон/ встречался с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, и на этой встрече прозвучала информация о том, что программа по освоению Ямала уже находится в правительстве", - сказал М.Лозовой.
В свою очередь, президент Российского газового союза Сергей Чижов сказал ПРАЙМ-ТАСС, что "будущее мирового рынка газа за СПГ, поэтому тот же "Газпром", понятно, хочет он этого или нет, вынужден форсировать направление, связанное с производством сжиженного газа. Если бы маркетинговая политика концерна была бы более мобильной, то "Газпром" был бы готов к кризису и не проиграл бы в ценах на топливо в период 2008-2009 годов. Нужно было бы более оперативно развивать направление СПГ и "наступать" на спотовый рынок". По его словам, "конкуренция между трубопроводным газом и СПГ все-таки излишне драматизируется. Трубопроводный газ – это газ Сибири. СПГ – это запасы Штокманского месторождения и Сахалина. Поэтому нужно развивать оба направления, но конечная стратегическая задача того же "Газпрома" – это развитие СПГ. По разным оценка, доля СПГ к 2020 году составит порядка 35 проц от общего объема рынка газа в мире". "СПГ – более мобильный вариант доставки газа. Ты не зависишь от транзитеров, не отвечаешь за состоянии трубопроводной системы, наконец, ты не зависишь от ставок тарифов за прокачку", - отмечает С.Чижов. "Строительство заводов по сжижению газа в комплексном ключе сопоставимо по ценам со строительством трубопроводов. Я даже не исключаю, что СПГ может быть и дешевле, все зависит от технологических цепочек", - говорит он. "Поэтому значение последних договоренностей между Россией и Катаром по совместному развитию СПГ трудно переоценить. Не стоит также забывать, что Катар является одним из лидеров в мире по развитию производства сжиженного газа", - отмечает С.Чижов.