Проблему проведения приграничной линии стороны обсуждали в течение последних 40 лет, сообщил премьер-министр Норвегии Енс Столтенберг после переговоров с Д.Медведевым. По словам норвежского премьера, стороны разрешили самую важную проблему в двусторонних отношениях.
Спорная зона площадью в 175 кв км поделена между РФ и Норвегией на две равные по значению части, отметил Е.Столтенберг. "Проведение приграничной линии является сбалансированным и удовлетворяет оба государства" - сказал он.
При этом норвежский премьер подчеркнул, что переговоры по проблеме границы завершены, и соглашение будет подписано. Остались вопросы технического характера по ратификации договора, сказал глава норвежского правительства.
Ранее помощник главы российского государства Сергей Приходько сообщил, что
РФ и Норвегия во время Д.Медведева в Осло не будут подписывать документ о границе южной части Баренцева моря, однако Москва рассчитывает на диалог по этому вопросу.
"Есть один район в южной части Баренцева моря, по которому идут переговоры, рассчитываем на продвижение в разграничении того небольшого участка, который еще остается до конца несогласованным", - отметил он. По его словам, "соглашение пока подписывать не планируется, задача подписать не ставилась". "Требуется очень тщательная выверка, работа продолжается", - подчеркнул представитель Кремля. Он пояснил, что подготовка документов о границе всегда самая сложная, поскольку такие договора должны заключаться раз и навсегда, не подлежать пересмотру.
Прогнозные ресурсы южной части Баренцева моря, по неофициальным норвежским оценкам, составляют около 10-12 млрд тонн условного топлива. Поэтому вопрос о том, как именно здесь пройдет разграничительная линия обсуждается столь тщательно. В совокупности в этой зоне может залегать около 3 проц мировых запасов нефти и газа.
Представители РФ и Норвегии в последние два-три года провели несколько раундов переговоров, в результате которых "удалось до минимума сузить район в южной части Баренцева моря, по которому еще сохраняются разногласия". Как сказал С.Приходько, речь идет примерно о семи тыс кв км при общей площади южной части моря в 560 тыс кв км.
С.Приходько также подчеркнул, что Москва "нацелена на конструктивные отношения с норвежской стороной по практическим аспектам российской деятельности на Шпицбергене". "Ценим многолетние традиции добрососедства на архипелаге, основанные на положениях международного Договора о Шпицбергене 1920 года, в котором в том числе предусматривается одинаково свободный доступ его участников к хозяйственной деятельности", - сказал он.
В свою очередь, накануне визита Д.Медведев в интервью норвежской газете Aftenposten заявил, что считает вопрос о разграничении РФ и Норвегией континентального шельфа "абсолютно разрешимым". "Наверное, действительно это не самый, может быть, сложный, но это самый масштабный вопрос, который существует. Считаю, что он абсолютно разрешим", - сказал президент. "Самое главное, чтобы здесь было найдено решение, которое устроит обе стороны, опять же не путём сдачи позиций сторон, а путём нахождения разумного компромисса, который позволит сказать, что учтены по возможности все предложения каждой из сторон и найдена какая-то срединная позиция, которая устраивает обе стороны. То есть это должно быть прагматичное решение, которое впоследствии не должно оспариваться кем-либо из государств или кем-либо из представителей бизнеса этих государств, которое получит легитимность и будет юридически защищаемым", - уверен российский лидер.
Как известно, две стороны переговоров изначально строили свои позиции на базе разных принципов, известных в международном праве. Норвегия выступила за размежевание по срединной линии, то есть на основе чисто математических методов, а тогдашний Советский Союз исходил из принципа справедливости, предполагающего необходимость учета существующих в Баренцевом море особых обстоятельств. На основании этого предлагалось использовать для делимитации так называемую западную границу советских полярных владений, установленную постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 15 апреля 1926 года. Одним из основополагающих принципов Договора о Шпицбергене, определяющих характер режима архипелага, также является принцип справедливости. К сожалению, этот термин вообще отсутствует в официальном переводе преамбулы договора на русский язык. Разногласия такого характера не могли быть решены быстро.
Согласно договору от 1920 года РФ в числе других стран имеет доступ к рыбным богатствам в Баренцевом море вокруг архипелага. Но в 1977 г указом короля Норвегии введена 200-мильная охранная зона вокруг Шпицбергена. РФ не признает эту зону, так как право на ее обозначение не вытекает из Договора 1920 г. В 1978 году был подписан протокол о временных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря. В 2009 году Россия и Норвегия продлили это временное соглашение на один год - до 1 июля 2010 года.
Напомним, что вплоть до 2009 года в охранной зоне вокруг Шпицбергена норвежцами с завидной регулярностью задерживались российские рыболовецкие суда.
В частности, в октябре 2005 года рядом со Шпицбергеном "за грубое нарушение правил рыболовства" норвежской береговой охраной был задержан российский траулер "Электрон". Капитан судна отказался следовать в порт Тромсе и с двумя норвежскими инспекторами на борту направился в российские территориальные воды. Погоня за траулером продолжалась пять дней и завершилась тем, что "Электрон" прибыл в Мурманск, норвежцы вернулись на родину, а в отношении капитана Валерия Яранцева российской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по обвинению в браконьерстве и незаконном лишении свободы двух человек. 26 апреля 2007 года Первомайский суд Мурманска оправдал капитана траулера "Электрон" по обвинению в незаконном лишении людей свободы. По второму обвинению - в незаконной добыче рыбы - он приговорен к штрафу в 100 тыс руб. 16 апреля 2008 года стало известно, что Норвегия отказалась от судебного разбирательства по делу "Электрона".
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, "подписав документы по разграничению Баренцева моря, Россия и Норвегия не только сняли остроту проблемы с рыбным промыслом в этом регионе. Ведь этот кусок воды очень важен с учетом перспектив освоения энергетических ресурсов Арктики".
"Арктика – это модная тема, но в то же время и предмет для разногласий. С теми же норвежцами у нас разногласия по ряду вопросов, но все они решаемы. А вот канадцы в свойственной им манере сразу начинают истерить, когда кто-то, кроме них, пытается заявить о претензиях на Арктику. О претензиях на Арктику ранее заявляли США и Дания", - отметил главный редактор журнала "Россия в глобальной политике".
"Если подтвердятся прогнозы о глобальном потеплении, и Арктика начнет оттаивать, то действительно появиться возможность осваивать природные ресурсы этой территории. Кроме того, из-за таяния льдов появится новый морской путь, и нам опять же очень выгодно осваивать этот маршрут", - подчеркнул Ф.Лукьянов.
Два года назад в Совете безопасности РФ была разработана новая стратегия освоения Арктики. Она описывает основные принципы российской политики в Северном Ледовитом океане с целью участия в разделе его природных богатств. Кроме того, в документе говорится о том, что Арктика может стать в будущем зоной активного судоходства, если начнется глобальное потепление. Вице-премьер РФ Сергей Иванов тогда на заседании Морской коллегии сказал, что необходимо в ближайшее время создать систему контроля за воздушным и судоходным движением в этом регионе. А министр транспорта РФ Игорь Левитин проинформировал, что будет уделяться внимание и морской инфраструктуре при освоении континентального шельфа. Например, планируется строительство государственного флота, в том числе и спасательных судов. Все эти планы будут реализовываться в рамках Стратегии развития морской деятельности до 2020 года.
По мнению Ф.Лукьянова, "последние договоренности России и Норвегии по Баренцеву морю и решение территориальных споров в этой зоне, конечно же, очень важны. Я бы сказал, что это очередной успех российской дипломатии на европейском направлении, после Польши, например, или Украины, ведь уже говорят о том, что Москва и Киев скоро решат проблемы по Керченскому проливу".
"С европейцами мы, похоже, научились договариваться. Успехи дипломатии на азиатском направлении, конкретно в долгих спорах по поводу принадлежности Курильских островов, между Москвой и Токио пока не просматриваются. Не останавливаясь подробно на теме Курил лишь скажу, что когда речь идет о воде, разделе водной акватории, то договариваться легче. Когда идет речь о земле, то вклиниваются лозунги, что нельзя отдавать ни пяди земли. Но повторюсь, что на фоне улучшения отношений России и Европы, мы явно наблюдаем успехи российских дипломатов на европейском направлении", - подытожил Ф.Лукьянов.