Ле Уэру со своей стороны указал, что у Москвы имеется "ясный путь" к преодолению последствий кризиса в финансово-бюджетном отношении. "В прошлом году дефицит у вас превышал 6 проц ВВП, - напомнил специалист. - В нынешнем году ожидается 4 проц, а еще через год - снижение до 1 проц. Так что в России есть ясный фискальный выход из программы антикризисного стимулирования".
В Международном валютном фонде /МВФ/ ожидают от экономики России в 2010 г рост ВВП на 4 проц. В 2011 г рост российской экономики, по оценкам Фонда, замедлится примерно до 3,3 проц. Такие цифры содержатся в новом прогнозно-аналитическом докладе МВФ, который был подготовлен к очередной весенней сессии руководящих органов Фонда и Всемирного банка.
Примерно таких же оценок придерживаются и российские экономисты. Рост ВВП России в 2010 г составит "около 4 процентов", отметил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин в рамках встречи "двадцатки" в Вашингтоне. "Для российской экономики нынешний год будет лучше, чем мы предполагали. Мы прогнозировали рост ВВП в 3,3 процента, но он будет около 4 процентов", - сказал А.Кудрин. По его словам, "в ближайшие дни будет завершена подготовка прогноза на этот год". А.Кудрин отметил и улучшение ситуации в мировой экономике в целом, сообщив, что прогноз роста мирового ВВП увеличился с прежних 4 проц до 4,2 проц.
Оптимистичны и в американском банке Goldman Sachs Group. "Темпы роста экономики России составят 5,8 проц в этом году по сравнению с предыдущим прогнозом в 4,5 проц", считают аналитики.
"Похвалили" во Всемирном банке и недавний российский выход на внешний рынок. Вице-президент ВБ указал также, что Россия только что удачно разместила свои евробонды, что стало дополнительным "вотумом доверия со стороны рынков". Размещение евробондов, произведенное Россией недавно, "было крайне успешным, и состоялось на выгодных условиях", - заявил он, добавив, что "спрос превышал предложение".
Правда, главной проблемой для России выступают неопределенные перспективы роста - говорится в сообщении S&P, посвященном присвоению рейтинга ВВВ новому выпуску российских еврооблигаций. Рейтинг бумаг соответствует рейтингу страны по обязательствам в иностранной валюте ВВВ/стабильный и может быть понижен, если руководство страны окажется неспособным ужесточить контроль над расходами в течение следующего бюджетного цикла.
Рост госрасходов происходит в основном за счет поддержки социальной сферы, при этом инвестиционные расходы российского бюджета сокращаются. В 2010 г. инвестрасходы составляют 1,033 трлн руб., снизившись по сравнению с 2009 годом почти на 200 млрд. рублей. "В этом году фонд пополняться не будет. Вопрос заключается в том, исчерпаем мы его или нет в 2010-м", - признал глава российского финансового ведомства.
Кстати, Минфин РФ планирует подготовить новый прогноз использования резервных фондов на покрытие дефицита бюджета. "В новом прогнозе нужно оценить подходы, связанные и с теми выпадающими доходами, которые у нас в этом году могут быть", - сказал А.Кудрин. "Они связаны, во-первых, с большим укреплением рубля, чем мы ожидали, во- вторых, с пока не завершенным вопросам по /налого/обложения нефти в Восточной Сибири и новыми решениями, связанными с уменьшением экспортной пошлины на Украину, - уточнил глава Минфина - Это все-таки солидные решения, которые существенно влияют на доходы. Поэтому, если мы и будем иметь плюс в каких-то вопросах, например, по цене на нефть, или если экономический рост больше будет, то мы еще не оценили, насколько эти выпадающие или дополнительные доходы компенсируют друг друга".
Сокращение госрасходов России необходимо, так как, наряду с зависимостью от цен на сырье, эта нагрузка является источником системных бюджетных рисков, считает консультант департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации"
Андрей Чернявский. "Это сказывается и на международных рейтингах нашей страны, и на притоке прямых иностранных инвестиций, и на конкурентоспособности российских предприятий", - пояснил эксперт.
Сейчас дефицит российского бюджета и соотношение долга к ВВП находится на очень благоприятном уровне по сравнению с ведущими западными странами, однако высокие темпы роста государственных расходов внушают серьезные опасения. "Масштабная поддержка малообеспеченных слоев граждан при всей её необходимости не дает стимулов к развитию экономики, - отмечает он. - Требуется не только сокращать госрасходы, но и повышать их эффективность. Поэтому без институционального реформирования тоже не обойтись. При дефиците бюджета рост экономики можно обеспечивать в первую очередь за счет институционального реформирования, а не только ужесточения контрольных функций. Без этого не добиться повышения эффективности госрасходов и роста российской экономики. Иначе производительность труда в России, и без того очень низкая в сравнении с западными странами и странами БРИК, будет падать еще ниже".
Острая проблема – нехватка инвестиций. В предыдущие годы главным капитальным инвестором в российскую экономику выступало государство, а не отечественный и иностранный бизнес. "За счет государственных средств реализовывались масштабные инфраструктурные проекты, - рассуждает. А Чернявский. - Вложения частного бизнеса и в инфраструктуру, а тем более в инновации, были не велики. В 2008 году всего 9 проц российских предприятий внедряли инновации в производство. Далеко не в последнюю очередь это связано с качеством государственных институтов. Таким образом, изменение инвестиционного климата внутри страны – главнейшая государственная задача".
Курс на сокращение расходов обозначил и российский премьер Владимир Путин, выступавший с отчетом о деятельности правительства в 2009 году в Государственной Думе. Дефицит федерального бюджета к 2012 г должен сократиться до 3 проц ВВП, в дальнейшем нужно вновь вернуться к бездефицитному бюджету, - поставил задачу премьер. Имея постоянный дефицит в 6 проц ВВП, Россия загонит себя в долговую яму и будет из года в год тратить все больше государственных ресурсов на обслуживание займов. Вернувшись к бездефицитному бюджету, необходимо вновь начать накапливать резервы, уверен В.Путин.