"Новошип" предполагает, что пиратам удалось подняться на борт танкера "Московский университет", говорится на сайте компании.
В 08.50 мск связь с судном прервалась. По последнему сообщению, полученному от капитана, все члены экипажа здоровы, танкер видимых повреждений не имеет, груз не пострадал, отмечают в компании "Новошип".
Уже известно, что судно следовало из Красного моря в Китай в 350 милях от берега к востоку от Аденского залива под флагом Либерии и перевозило груз – 86 тыс тонн сырой нефти.
До того, как связь с танкером прервалась, капитан "Московского университета" успел сообщить, что два маломерных судна с вооруженными людьми на борту предприняли попытку приблизиться к судну, открыли огонь из автоматического оружия.
Кроме того, капитан своевременно проинформировал о нападении коалиционные военно-морские силы в регионе, в том числе была установлена прямая связь с российским военным БПК "Маршал Шапошников", который в данный момент следует по направлению к танкеру "Московский университет". Также были проинформированы соответствующие власти и фрахтователи судна.
БПК "Маршал Шапошников" сможет прийти в район нападения в районе часа ночи в четверг, сообщил, в свою очередь, высокопоставленный источник в штабе коалиционных сил региона.
Решение о проведении каких-либо действий в отношении пиратов будет приниматься на месте после оценки ситуации, заявили военные.
Были случаи, когда пиратов удавалось нейтрализовать в ходе операции по освобождению захваченного ими же судна. Однако чаще с пиратами велись долгие переговоры, в ходе которых согласовывалась сумма выкупа за освобождение команды. С каждым годом сумма выкупа растет, а дерзость морских разбойников не перестает удивлять.
В частности, неделю назад, в один день сомалийские пираты атаковали сразу четыре судна, однако по счастливой случайности кораблям удалось уйти от морских разбойников.
Нападения сомалийских пиратов создают постоянно растущую угрозу судоходству. По данным Международного морского бюро, в 2009 году сомалийские пираты совершили 217 нападений и захватили 47 судов.
В частности, в октябре прошлого года в Индийском океане в 350 км от Сейшельских островов пиратами было захвачено рыболовецкое судно Thai Union 3, на борту которого по злой иронии также находилось 23 российских моряка. Правда, тогда корабль занимался ловлей тунца, а захваченное сегодня судно перевозило нефть. Похоже, что пиратам безразлична специализация кораблей, главное, чтобы это торговые суда, в этом случае оружия у команды нет, и захват "объекта" значительно упрощается.
Такое положение вещей вызывает рост страховых ставок на морские перевозки и подталкивает многих судовладельцев отказаться от пути через Красное море и Суэцкий канал. Однако Аденский залив продолжает оставаться крупнейшим транспортным путем.
С декабря 2008 года у берегов Сомали проводится международная военно-морская операция по борьбе с пиратами с участием многих стран, в том числе и России. Как говорят эксперты, присутствие сил военно-морской коалиции и активные антипиратские действия у побережья Сомали помогли более чем в три раза снизить в первом квартале 2010 года количество пиратских нападений в этом районе. По данным Международного морского бюро с января по март 2010 года сомалийские пираты совершили 35 нападений, а за тот же период 2009 года таких нападений было 102. В первом квартале 2010 года, пираты Сомали высаживались на 26 судов, обстреляли 18 и похитили 11 судов, взяли в заложники 194 моряка, из которых 12 были ранены при захвате, свидетельствуют данные Международного морского бюро.
При этом там отмечают, что зона пиратских нападений расширилась. Пираты нападают и вдали от берегов Сомали, "продвигаясь" к побережью Кении, Танзании, Сейшельских островов, Мадагаскара, отмечают в Международном морском бюро, что, собственно, т подтверждает "история" с захватом Thai Union 3.
Побережья Африканского Рога патрулирует отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников", танкера "Печенга" и морского спасательного буксира МБ-37. На БПК "Маршал Шапошников" базируются два вертолета морской палубной авиации. Они постоянно ведут воздушную разведку. Кроме того, на кораблях отряда находятся подразделения морской пехоты Тихоокеанского флота.
Отметим, что дежурство российских военных кораблей у берегов Сомали довольно затратное дело, причем охрана зоны судоходства не дает гарантий того, что пираты иуда не сунутся.
В свою очередь, президент Ассоциации Международного морского права, судья Международного трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин считает, что "миф о неуязвимости сомалийских пиратов придумали ленивые политики и военные". При этом он напомнил, что первый пиратский инцидент в Аденском проливе произошел именно с участием российского баркаса, который следовал из Новороссийска через Черное, Средиземное моря, Суэцкий канал, минуя Аденский пролив в конечный пункт назначения – порт Находка. "Сегодня Новороссийск по-прежнему остается главным портом страны. Поэтому проблема пиратства должна волновать нас в первую очередь", - отмечает А.Колодкин.