С декабря 2008 г, когда проект плана был принят городским правительством за основу, этот документ оказался в центре общественных споров. При этом столичные власти настаивают на том, что Генеральный план в должной мере получил поддержку москвичей. По данным мэрии, в публичных слушаниях в городских управах по Генплану в августе-сентябре 2009 г приняли участие 160 тыс человек, было высказано порядка 70 тыс замечаний, часть из которых были учтены.
Все же говорить об общественном согласии по поводу нового Генплана сложно. Дело не только в том, что против него выступают отдельные группы активистов, организующие протестные акции - одна из них запланирована на сегодня у стен Мосгордумы. Категорическое неприятие новый вариант Генплана вызвал в таком авторитетном органе, как Общественная палата /ОП/ РФ. Обсуждение документа с участием мэра Москвы Юрия Лужкова и спикера Мосгордумы Владимира Платонова в палате получилось столь бурным, что представители столичных властей покинули зал заседаний, а Ю.Лужков впоследствии потребовал извинений от "общественников".
В ОП считают Генплан "наносящим вред и ущемляющим права граждан, смертельным приговором Москве". Московские власти были обвинены в жадности и безразличии к городу, особенно к его историческому центру. В палате, в частности, указывают на то, что рассмотрение проекта Генерального плана было неправомерно разделено по районам. "То есть специально измельчено и уведено в детали, между тем как обсуждалась градостроительная концепция мегаполиса, где все взаимосвязано и касается всех", - отмечается в заявлении комиссии ОП по сохранению и развитию отечественной культуры.
Вопрос о московском Генеральном плане столицы был поднят и в Госдуме. Во время дискуссии по отчету о работе правительства за минувший год, представители "Справедливой России" подвергли критике столичные власти за то, что при принятии нового Генплана около тысячи памятников в центре Москвы могут быть утрачены. Подводя итог дискуссии, председатель правительства РФ Владимир Путин предложил "как следует подумать" над приданием центру Москвы федерального статуса. "Москва - это особый случай. Надо как следует подумать. Это потребует существенных изменений в действующем законодательстве о разграничении полномочий между федеральными и местными органами власти", - отметил премьер.
Со своей стороны, мэр Москвы уверен, что актуализированный Генплан развития Москвы был неправильно подан общественности, и виноваты в этом журналисты. Именно из-за публикаций в СМИ Генплан "воспринимается как абсолютно негативное решение", "хотя это потрясающе положительный документ, а политиканы его развернули в другую сторону", - заявил Ю.Лужков в апреле на заседании столичного правительства.
Вызвавший множество споров проект, скорее всего, получит одобрение депутатов Мосгордумы. Фракция "Единой России", неизменно поддерживающая Ю.Лужкова, занимает 32 из 35 мест в городском парламенте, и она уже обеспечила принятие документа в двух первых чтениях. В пользу того, что Ю.Лужков спокоен за судьбу законопроекта, говорит то, что накануне завершающего рассмотрения московская делегация во главе с мэром вылетела в Венесуэлу для разработки генплана развития Каракаса. Как сообщили в московском правительстве, представители столичных властей отправились в латиноамериканскую страну "для переговоров по оказанию содействия венесуэльской стороне в разработке генерального плана застройки венесуэльской столицы".
Первый Генеральный план развития Москвы был принят в 1935 г. По размаху намеченных работ, подходу к вопросам развития города он не имел аналогов в мировой градостроительной практике и сыграл значительную роль в жизни столицы. Полноценной его реализации помешала Великая Отечественная война. В послевоенный период был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951-1960 гг, а в 1971 г - новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985-1990 гг. Уже после распада СССР, в новых социально-экономических условиях в 1999 г был утвержден Генеральный плана развития Москвы на период до 2020 г.
По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, рассматриваемый сейчас проект - "это не новый Генплан, а актуализация уже существующего Генплана 1999 года". В соответствии с документом, в городе выделяются зона реорганизации и охранная зона. Обновленный Генплан обеспечивает защиту окружающей среды и сохранность культурного наследия: в зону охраны войдут строения сталинской эпохи, а также исторические места столицы. Кроме того, к 2025 г будет построено 100 млн кв м жилья, снесены пятиэтажки, возведены много культурных, спортивных и общеобразовательных объектов, высотных зданий, бизнес-центров. Планируется продлить линии метро, а также приспособить железную дорогу под "городской внутренний вид транспорта". В 2015 г завершится строительство Четвертого транспортного кольца, запланировано строительство дублеров Дмитровского, Ленинградского, Ярославского и Варшавского шоссе.