В двух третях избирательных округов Соединенного Королевства уже подсчитаны результаты всеобщих выборов. На 8.00 мск партии набрали следующее количество депутатских мест в новом составе парламента: Консервативная - 223, Лейбористская - 166, партия Либеральные демократы - 35, независимые - 26.
Ожидается, что правительство меньшинства сформирует Консервативная партия во главе с Д.Кэмероном. Однако не исключен и вариант создания коалиционного правительства лейбористов с Либеральными демократами.
Лидер Консервативной партии Д.Кэмерон дал понять, что он намерен сформировать и возглавить новое правительство страны. "Мы способны с подобным результатом управлять страной", - заявил он сразу же после публикации предварительных неофициальных данных. "Итоги голосования говорят о том, что Лейбористская партия отвергнута избирателями", - подчеркнул Д.Кэмерон.
В свою очередь, лидер британской партии Либеральные демократы Ник Клегг заявил, что партия консерваторов, набирающая относительное большинство мест в парламенте, должна попытаться сформировать новое правительство.
"Как представляется нынешним утром, Консервативная партия завоевала наибольшее число голосов и мандатов, но не получила абсолютного большинства. Поэтому я полагаю, что настал черед Консервативной партии попытаться доказать, что она может претендовать на то, чтобы прийти к власти в интересах страны", - сказал сегодня Н.Клегг в беседе с журналистами.
Как отмечают эксперты, позиция либеральных демократов, третьей по значению политической силы Британии, имеет ключевое значение для формирования нового кабинета министров. Две ведущие партии, оппозиционная Консервативная и ныне правящая Лейбористская, не смогли получить абсолютное большинство в парламенте. Чтобы сформировать правительство, обе эти партии, как ожидается, будут пытаться сформировать коалицию с партией Н.Клегга.
В отсутствии явного большинства голосов на выборах у одной из партий приоритет в формировании правительства Великобритании должен быть отдан действующему премьер-министру Г.Брауну. Об этом заявил сегодня журналистам министр по делам бизнеса страны Питер Мандельсон. По его словам, при отсутствии в Великобритании конституции у действующего премьера "имеются все полномочия для попытки сформировать правительство после избрания нового парламента, если в нем ни одна из партий не получает абсолютного большинства".
Заявление второго человека в Лейбористской партии говорит о том, что руководство лейбористов и сейчас ищет варианты для того, чтобы остаться у власти и сформировать либо коалиционное правительство с Либеральными демократами, либо создать правительство меньшинства, которое бы опиралось на поддержку тех же либеральных демократов.
Создание коалиции с Либеральными демократами является единственной возможностью для нынешнего премьера-лейбориста Г.Брауна остаться у власти.
Консерваторам союз с либеральными демократами даст возможность укрепить позиции своего правительства в случае прихода к власти. Если такой коалиции им создать не удастся, консерваторы попытаются сформировать заведомо слабое правительство меньшинства. А это значит, что консерваторы не могут принимать решения, которые не одобряют те же лейбористы.
Политические хитросплетения при формировании нового правительства Великобритании по итогам прошедших накануне выборов Россию интересуют, главным образом, потому, что отношения Москвы и Лондона в последние годы правления лейбористов сильно осложнились. Поэтому и возникает вполне закономерный вопрос о том, случится ли "перезагрузка" отношений поcле того, как Лейбористская партия потеряла свой политический вес?
Напомним, что еще осенью прошлого года в международных кругах много говорилось о том, что после "перезагрузки" отношений Москвы и Вашингтона следует ожидать и позитивных изменений в отношениях Москвы и Лондона. Более того, накануне первого официального визита в Москву главы МИД Великобритании Дэвида Милибэнда политологи, в том числе и западные, заявляли, что в отношениях двух стран наступает период оттепели.
В частности, признак "потепления" корреспондент влиятельнейшей The Times Тони Хэлпин усматривал в том, что российский МИД сообщил о намеченном визите в Москву главы МИД Великобритании, даже не дождавшись официального подтверждения от Форин-офиса.
Многие полагали, что приезд Д.Милибэнда в Россию будет означать, что Лондон и Москва согласны перешагнуть через разногласия вокруг убийства бывшего разведчика Александра Литвиненко и двигаться дальше. Символичной назвали и дату визита /2 ноября 2009 г/, поскольку, как считала и считает британская прокуратура, депутат Госдумы РФ Андрей Луговой отравил Александра Литвиненко 1 ноября 2006 г.
The Times тогда напоминала, что Д.Милибэнд неоднократно выступал с "откровенной критикой" в адрес Москвы, а одним из первых его решений на посту министра иностранных дел Великобритании была высылка четырех российских дипломатов. По сведениям СМИ, во время августовской войны 2008 г на Северном Кавказе российский коллега Д.Милибэнда Сергей Лавров в телефонном разговоре позволил себе несколько нелицеприятных реплик в его адрес, так как тогда Д.Милибэнд открыто поддержал грузинского президента Михаила Саакашвили.
Но как посчитали полгода назад эксперты, сторонам полезно было бы прийти к выводу, что сотрудничество между ними, несмотря на ряд серьезных расхождений, возможно и может быть плодотворным. В частности, общие интересы можно найти, обсуждая положение в Афганистане, иранскую проблему и ситуацию на Ближнем Востоке.
При этом накануне своего визита в Москву в интервью The Financial Times сам Д.Милибэнд заявил, что Великобритания не собирается возобновлять сотрудничество с российскими спецслужбами и отменять ужесточение визового режима для российских чиновников. Свою задачу глава МИД Великобритании видел в том, чтобы четко объяснить российской стороне ее внешнеполитические действия, которые не по душе Великобритании – речь идет об убийстве А.Литвиненко, нападках на Британский совет, признании независимости Абхазии и Южной Осетии, хакерской атаке на Эстонию.
Итак, "перезагрузки" отношений Москвы и Лондона тогда не случилось. После поражения на парламентских выборах лейбористы могут потерять ряд портфелей в правительстве, а тот же Д.Милибэнд покинуть свой пост. Чего ждать Москве от нового британского кабинета министров во главе с премьером - консерватором?
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, "Милибэнд, который является аллергеном для российских властей, действительно, может уйти. Но на его место придет другой, а сложности в отношениях Москвы и Лондона не испарятся". "Новое правительство Великобритании будет слабее, чем прежнее. Поэтому консерваторам не удастся принимать решения без оглядки на мнение тех же лейбористов. Став, например, оппозиционным политиком, тот же Милибэнд еще жестче будет критиковать Россию. Объективно ситуация вокруг дела Литвиненко никак не изменилась. По закону Россия имеет право не выдавать Лугового Лондону, так как на него, как депутата, распространяются правила неприкосновенности. Поэтому непонятно, как снимать проблему Литвиненко. Понятно также, что она не снимается с повестки дня, но чуть-чуть отодвинута на задний план. При этом, повторюсь, Лондон никогда не поставит точку в этом деле, ведь в отличие от того же дела "ЮКОСа", смерть Литвиненко произошла на территории Великобритании", - говорит А.Макаркин.
"Кроме того, у России и Великобритании нет больших совместных проектов в экономике. Проект ТНК–ВР не считается, так как у головной компании не совсем простые отношения с российскими управленцами BP. Например, отношения России и США основаны на долголетних переговорах по стратегическим вооружениям. С Германией у нас общие интересы в газовой сфере. С Италией отношения строятся еще со времен СССР, с проекта по Fiat. С французами также общие планы в автомобилестроении, в энергетической сфере, а с Великобритании как не было совместных проектов, так и не предвидится пока", - рассуждает он.
"Другое дело, что на первых порах после выборов в отношениях Москвы и Лондона открывается окно возможностей, ведь на Кэмерона у российских властей пока нет аллергии. Но затем, скорее всего, это окно возможностей закроется, так как ничего принципиально в отношениях с Москвой консерваторы менять не собираются. Отношения с Россией у властей Великобритании на втором плане, а на первом – задачи по подъему экономики страны", - полагает А.Макаркин.